К 130-летию со дня рождения Марины Цветаевой
Стихи Марина начала писать в шесть лет, в 18 – на собственные средства издала первый поэтический сборник – "Вечерний альбом", который заслужил похвалу Валерия Брюсова, Максимилиана Волошина и Николая Гумилева. За ним последовали "Волшебный фонарь", "Из двух книг", циклы "К Ахматовой", "К Блоку", "Стихи о Москве"…
Революция и Гражданская война разлучили ее с мужем Сергеем Эфроном – участник Белого движения был вынужден покинуть родину. В это время Цветаева работает над драмами "Червонный валет", "Метель", "Приключение" и другими, публикует сборники "Версты" и "Конец Казановы", а также поэму-сказку "Царь-Девица".
В 1922 году, получив разрешение на выезд из Советской России, Цветаева вместе с дочерью Ариадной отправляется к Эфрону. Они переезжают в Прагу, и этот период, как признавалась поэтесса, был лучшим и в творчестве, и по состоянию души.
А дальше – переезд в Париж. 1930-е, когда Цветаева все чаще обращается к прозе. В одном из писем она заметила: "Эмиграция делает меня прозаиком". В это время написаны эссе "Поэт и Время", "Искусство при свете совести", "Живое о живом (Волошин)", "Повесть о Сонечке", очерки "Мой Пушкин" и "Пушкин и Пугачев".
В июне 1939-го Марина Цветаева с сыном Георгием вернулась в Советский Союз. А через несколько месяцев арестовали Ариадну и Сергея Эфрона, которые приехали на родину двумя годами ранее. Сокровенные мысли о прошлом и горьком настоящем Цветаева доверила дневнику, который вела с сентября 1940-го вплоть до ухода из жизни 31 августа 1941 года.
Телеканал "Россия – Культура" к 130-летию со дня рождения поэтессы представляет документальный фильм "Десять колец Марины Цветаевой". Также на медиаплатформе "Смотрим" доступна литературная композиция "Жизнь на высокий лад". В ней Вениамин Смехов, Евгения Симонова и Евгения Крегжде создают образ хрупкой, откровенной, лиричной и вместе с тем сильной личности – одной из крупнейших русских поэтесс ХХ века.