11 октября 2022, 19:02 11 октября 2022, 20:02 11 октября 2022, 21:02 11 октября 2022, 22:02 11 октября 2022, 23:02 12 октября 2022, 00:02 12 октября 2022, 01:02 12 октября 2022, 02:02 12 октября 2022, 03:02 12 октября 2022, 04:02 12 октября 2022, 05:02

Исполняется 65 лет со дня премьеры фильма "Летят журавли"

  • Картинка
  • Исполняется 65 лет со дня премьеры фильма "Летят журавли"
  • Картинка
    12 октября исполняется 65 лет со дня премьеры художественного фильма "Летят журавли"
  • Исполняется 65 лет со дня премьеры фильма "Летят журавли"
Восстановленный фильм Михаила Калатозова выйдет в прокат 13 октября.

Исполняется 65 лет со дня премьеры фильма Михаила Калатозова "Летят журавли". Признанный шедевр кинематографа, покадрово восстановленный в формате 4К, выйдет в прокат 13 октября. О новаторских находках и решениях, которые использовали создатели картины, расскажет Станислав Анисимов.

Работая над эпизодом смерти Бориса, оператор Сергей Урусевский, по его словам, хотел уйти от патологического представления этой сцены, а именно натурализм факта заменить образным решением – страдания, конца, обрыва жизни. "Урусевский задался целью показать смерть человека изнутри, показать смерть человеческого мозга, что происходит в последние минуты жизни человека на этой Земле, о чем он думает", – рассказала Инга Урусевская, дочь Сергея Урусевского.

Прежде всего оператор обратился к сценарию. Нужно было убрать лишние слова, а сцену сделать менее разговорной, более зрелищной. Вот здесь видно, каких реплик лишился герой Алексея Баталова. Урусевский продолжил свою работу над эпизодом уже совместно с художником. Именно в эскизах, по его мнению, выражается пластическая суть фильма, из них вырастает мизансцена, принципы движения камеры. Ведь снимается не декорация и не натура, а тема картины – говорил оператор.

"Над картиной "Летят журавли" работал художник-постановщик Евгений Васильевич Свидетелев. Он начинал свой путь как художник комбинированных съемок, работал на картине "Илья Муромец". В дальнейшем он работал художником-постановщиком на таких картинах, как "Садко", "Я – Куба", – напомнила начальник управления по связям с общественностью киноконцерна "Мосфильм" Гаянэ Амбарцумян.

В архиве "Мосфильма" хранятся эскизы, которые Евгений Свидетелев готовил для фильма "Летят журавли". Среди них – лестница в доме Вероники. Она фигурирует в нескольких эпизодах картины, в том числе и в сцене смерти Бориса. Эта лестница – сложно сконструированная декорация, требование Урусевского. Только так можно было снять эти знаменитые планы, обеспечить свободно вращающуюся камеру между лестничными пролетами. Сегодня декорацию "Журавлей" детально изучают студенты ВГИКа на занятиях по кино- и теледекорационной технологии. Преподаватель Павел Витальевич Илышев подробно говорит о ее размерах и особой трапециевидной конструкции.

"Один из пролетов был больше, чем остальные. Почему? Потому что когда быстро идет пробег, то была возможность показать Баталова, подробно вот это движение. Значит, четыре этажа, двенадцать метров. Была сделана конструкция, она напоминала такой подъемный механизм, который используют на стройке", – пояснил доцент кафедры мастерства художника фильма ВГИКа Павел Илышев.

Свидетелем этих съемок оказался Клод Лелуш. По его собственному признанию, технология настолько поразила его, что он два часа наблюдал за процессом, не отрываясь. А вернувшись во Францию, окончательно решил, что будет кинорежиссером.

Ощущение видения, ирреальности происходящего Сергей Урусевский создавал при помощи монтажа. Используя трюкмашину, он совместил шесть слоев отснятой пленки в одном эпизоде: ветви деревьев, свадьба и, конечно, главная деталь, сквозь которую мы видим происходящее, – развевающаяся фата невесты.

"Он любил менять изображение, делать его поэтическим в том числе – тогда это было распространено, – делать его за счет добавления определенных слоев изображения. Они не несли никакой ни смысловой, ни информационной нагрузки. Это было просто красиво", – отметил оператор Дмитрий Масуренков.

Тяжелые съемки, вспоминал Алексей Баталов, несколько недель репетиций. И все для того, чтобы простыми изобразительными средствами создать эмоциональный подтекст действия. Эпизод смерти Бориса, по задумке Урусевского, это "драма так и не свершившегося", в нем спрессована вся горестная сущность неосуществленной мечты, вся трагедия смертного мгновения.

Подписывайтесь на страницы телеканала "Россия-Культура" в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация