Рыбакам-любителям разрешили вылов байкальского омуля в летний период
При виде съемочной группы продавцы рыбного рынка в поселке Култук спешно прикрывают товар. Несмотря на то что "омуль" здесь — слово, которое нельзя называть, в наличии он имеется. Валентина и Андрей в Слюдянском районе проездом. Едут отдыхать из Нижнеудинска в Аршан. По пути решили полакомиться местным деликатесом.
"Холодного, горячего копчения рыбка."
"Рыбка? А какая?"
"Какую продают!"
С момента запрета на вылов и продажу байкальского омуля продавцам приходится изыскивать альтернативные предложения для покупателей. Предлагают купить, например, пелядь. По вкусу от омуля она, конечно, отличается, но продавцы говорят, спрос есть.
Еще альтернатива — северный омуль. Его везут из Якутии. Это промысловая рыба и она чуть крупнее байкальской.
"Все что угодно привозят с севера."
"Сиг, хариус, пелядь."
"Ну, не было бы спроса, мы бы здесь не стояли."
С октября 2017 года ловить байкальский омуль можно было лишь зимой, только на удочку и в строго отведенных для этого местах. Со следующего года у рыбаков будет больше возможностей. Минсельхоз России утвердил новые правила. Теперь добывать эндемика можно еще и летом — с 1 по 15 июля. Но только в акватории южного Байкала. К слову, пятилетний запрет на вылов дал положительные результаты, считают ученые.
"В 2020 году в Байкал скатилось больше миллиарда личинок с одной только Селенги. Это столько, сколько в дозапретный период скатывалось за пять лет. Положительная динамика восстановления запасов четко прослеживается", — говорит руководитель Байкальского филиала ВНИИ рыбного хозяйства и океанографии Владимир Петерфельд.
Сотрудники Байкальского филиала Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии оценивают численность, а также размер, возраст и пол рыбы на нересте. Этой осенью омуля стало значительно больше в реках Баргузин, Ангаре и Кичере. Однако коммерческий вылов все еще запрещен. Нельзя использовать сети, электроток, прожекторы. Важно — пойманный на удочку омуль не должен быть больше 20 сантиметров.
"За девять месяцев текущего года транспортными полицейскими раскрыто 51 одно преступление, связанное с незаконной добычей водных биологических ресурсов. Это касается не только омуля, но и других ценных видов рыб. Отмена запрета на работу транспортных полицейских не повлияет. Мы будем по-прежнему проводить рейды и профилактическую работу с населением", — говорит старший референт ГИиОС Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте Нелли Коноплицкая.
Отметим, с начала года браконьеры причинили ущерб природе почти на 12 миллионов рублей. Девять из них удалось вернуть в казну государства. Сейчас, кстати, на Байкале период нереста и добывать омуль нельзя.