На грани блэкаута: что ждет украинскую энергетику зимой
После начала спецоперации Украина отрезала свою сеть от энергосистемы России и Белоруссии. 16 марта она присоединилась к объединенной энергосистеме континентальной Европы. В конце марта начался экспорт энергии в Польшу, в мае – в Молдавию, с 30 июня – в Румынию, с 7 июля – в Словакию. Общий объем коммерческих поставок летом составил 100 мегаватт, а в сентябре вырос до 300 мегаватт.
Только за сентябрь киевский режим заработал на продаже энергии 150 миллионов долларов – это вдвое больше, чем в августе. Сейчас этот источник зарубежной валюты иссяк. Кроме того, подорван промышленный потенциал Украины. Например, вывод из строя Криворожской ТЭЦ оставил без электричества бывшую "Криворожсталь", а ныне – дочерний завод международной корпорации "Арселор-Миттал". Энергетический голод ставит под вопрос будущее металлургических предприятий этого района.
"В целом украинская металлургическая отрасль находится в очень тяжелом состоянии. Загрузка по меткомбинатам – примерно 15 процентов от мощности, по горнообогатительным комбинатам – примерно 25 процентов от мощности", – говорит руководитель аналитического бюро "Сонар-2050" Иван Лизан.
По имеющимся сведениям, массированные ракетные удары были нанесены по энергетическим объектам в восточных, центральных и западных областях Украины. В общей сложности было поражено 17 теплоэлектроцентралей, теплоэлектростанций и электрических подстанций. В том числе – киевские ТЭЦ-5 и ТЭЦ-6, подстанции в Житомире, Хмельницком и Тернополе, Львовская ТЭЦ-1, Бурштынская, Криворожская и Приднепровская ТЭС, Харьковская ТЭЦ-5 и другие.
Важно подчеркнуть, что у всех этих станций уровень напряжения не превышает 330 кВ. По объектам напряжения 750 кВ ни одного удара нанесено не было. То есть обстрел не преследовал цели тотального разрушения единой энергосистемы Украины, но ясно продемонстрировал ее уязвимость, а также неспособность украинской системы ПВО отражать подобные ракетные удары.
И еще один важный момент: удары сильно снизили надежность энергосистемы Украины. Ущерб нанесен колоссальный: по открытым данным, поражено более 8 гигаватт генерирующих мощностей. Оперативно восстановить нормальное энергоснабжение не представляется возможным, ведь на многих ТЭЦ удар пришелся в самое сердце – разрушены машинные залы с турбинами.
Надо отметить, что развитая энергетика досталась Украине, как и многое другое, в наследство от СССР. В тогдашней советской республике была создана комплексная системообразующая сеть напряжением 750 кВ. В ее составе находились три замкнутых контура: в центральной, восточной и западной частях Украины. Энергосеть обеспечивала возможность выдачи мощности от четырех украинских АЭС. Стоит ли говорить, что за все 30 лет независимости руководство Украины палец о палец не ударило для развития этой сети. Попытки достроить по советским проектам линии выдачи мощности от атомных станций провалились.
Так вот, пока украинская энергосистема работает, но при необходимости – а у России есть такие возможности – энергетической инфраструктуре киевского режима можно нанести непоправимый урон. Например, Киевская, Винницкая, Западноукраинская и Днепровская подстанции с уровнем напряжения 750 кВ являются стратегическими элементами передачи мощности между западом и востоком, севером и югом страны. После вывода из строя мощных генерирующих станций не помогут и АЭС: им придется работать в режиме замкнутого на себя энергетического острова или же функционировать с жестким графиком веерных отключений.
Зимой подобный сценарий неминуемо приведет к перегрузке сетей, авариям и отказам оборудования.
"Удивительно то, что люди верят в этом случае (президенту Украины Владимиру – ред.) Зеленскому, который говорит, что они как-то пройдут отопительный сезон. Хотя для тех, кто хоть что-то понимает в том, что происходит, абсолютно понятно, что Украина, если зима будет холодной, эту зиму и с точки зрения запасов топлива и с точки зрения состояния инфраструктуры и наличия подвоза топлива для своей теплогенерации однозначно не переживет", – рассказал руководитель экспертной группы научного центра Евразийской интеграции Олег Ногинский.
В данном контексте нельзя не вспомнить про то, что киевский режим с 2014 года целенаправленно уничтожал объекты жизнеобеспечения республик Донбасса, организовал водную и энергетическую блокаду Крыма. Украинские националисты упивались страданиями простых людей, и солидная часть общества одобряла подобное варварство. Теперь без тепла и света предстоит посидеть им самим.
Например, уже сейчас жители Львова запасаются дровами. В качестве альтернативы центральному отоплению местная мэрия предложила организовать общественные пункты обогрева в многоквартирных домах. Возрос спрос на печи-буржуйки. Самые популярные видео во львоских соцсетях сегодня – "как экономить дрова, когда используешь печь" и прочие лайфхаки, например, заматывание распределительных труб в подвалах пенопластом для экономии энергии. А еще львовские чиновники предлагают ждать благополучного исхода событий и молиться. На всякий случай.
Возможно, угроза коллапса украинской энергосистемы хоть как-то отрезвит Зеленского и его приспешников. Ведь за энергетическим нокдауном может последовать и энергетический нокаут.