Шахта "Должанская" станет локомотивом экономики ЛНР
В новых российских регионах налаживается жизнь и восстанавливается экономика. В Луганской области, на шахте "Должанская", открыли работу на новом участке. Запасов угля там хватит на несколько лет круглосуточной выработки.
Чистый, выглаженный комплект. Именной. Один в руки. Кроме спецодежды шахтеры получают каску, фонарик и "самоспасатель" – так они называют баллон с кислородом. При этом все лишнее придется оставить в камере хранения. Стандартное правило для любой шахты – ничего огнеопасного проносить нельзя – на "Должанке" дополнено запретом на гаджеты. Не потому, что объект сверхсекретный, просто на работе сотрудник должен трудиться.
Километр вниз. И еще семь, уже не спускаясь, что называется, по горизонтали. Лава под номером 96 – самая удаленная в шахте "Должанская-Капитальная". Чтобы до нее добраться, нужно преодолеть бесконечные подземные лабиринты. На трех поездах. И существенную часть – пешком.
В лаве все готово к запуску. Вот оно – черное золото. Можно коснуться рукой. Блестит, переливается в лучах фонарей. Первые метры комбайн преодолевает лихо. Буквально врезается в породу и превращает уголь в пыль. Гул, каменные стены как будто приходят в движение и готовы сомкнуться над головой. Для слабых духом и телом здесь места нет.
Запасы угля на новом участке – 850 тысяч тонн. Их хватит на пару лет ежедневной круглосуточной выработки. Именно в таком графике планируют трудиться шахтеры, несмотря на кадровый дефицит – около 400 человек ушли на фронт. Но костяк все же поддерживает жизнедеятельность шахты. Иначе не получится: либо работа, либо полная консервация. Так было и в Великую Отечественную – шахтер всегда на своем боевом посту.
Сердце шахты – пультовая. За тяжелой мужской работой следит хрупкая девушка. Ответственность – колоссальная. Она отвечает за бесперебойную работу единого организма. На стенде не горит ни одной красной лампочки – значит, все в порядке.
"Должанская-Капитальная" недавно отметила 40-летие. Ее историю бережно хранят в музее. На момент постройки – самая высокотехнологичная шахта. Не только в СССР – в мире.
"Шахта уникальна тем, что она на период своего создания опережала все, что было создано в мире, на десятки лет. Новое оборудование: уже тогда работал автоматический комплекс, которых в мире было единицы, но до этого не дотягивал ни один", – рассказал Александр Эпштейн, директор Музея шахты "Должанская-Капитальная".
В лучшие времена здесь добывали три миллиона тонн угля в год. Власти Украины поставили предприятие на грань выживания. Пытались задушить угольный край, когда его народ объявил, что с новым киевским режимом ему не по пути.
"Начиная с 2014 года, не получалось с реализацией. У нас были простои, был сброс готовой продукции на склады, не было вывоза, они перекрыли железные дороги. Работала одна ветка – на Россию", – вспоминает Роман Беловол, главный инженер шахты.
Выстояли. И вот на-гора подняли первую партию черного золота. Стартовая смена в лаве-96 закончила работу.
Весьма необычный способ подъема на поверхность – на конвейере, который поднимает уголь. Но он может поднять и людей. Неустойчивая конструкция – шатается под разными углами. Но в любом случае едем.
Сегодня шахта – часть республиканской топливной компании. Именно она должна стать локомотивом экономики промышленного края. Это уже четвертая выработка, запущенная на горнодобывающих предприятиях ЛНР в этом году.
"Ввод новых забоев – это всегда деньги, это достойная заработная плата, которая всегда вовремя выплачивается в нашей республике", – отметил Вадим Лопушанский, директор шахтоуправления "Свердловское".
Жизнью "Должанки" дышит маленький Свердловск. Шахтерский городок с усыпанными листовой аллеями встречает тихую, мирную осень. А его жители сегодня с уверенностью смотрят в свое завтра, кто бы и как ни пытался им в этом помешать.