16 октября 2022, 18:57 16 октября 2022, 19:57 16 октября 2022, 20:57 16 октября 2022, 21:57 16 октября 2022, 22:57 16 октября 2022, 23:57 17 октября 2022, 00:57 17 октября 2022, 01:57 17 октября 2022, 02:57 17 октября 2022, 03:57 17 октября 2022, 04:57

В Москве открылась выставка бразильской художницы Алини Алварес

  • В Москве открылась выставка бразильской художницы Алини Алварес
  • Картинка
    В Москве открылась выставка бразильской художницы Алини Алварес
  • В Москве открылась выставка бразильской художницы Алини Алварес
Проект на стыке искусства и науки рассказывает об экспедиции в джунгли Амазонии, которую организовал в 1822-1829 годах русский консул в Рио-де-Жанейро Григорий Лангсдорф.

Григорий Лангсдорф, русский немец, ученый и дипломат, консул Российской империи в Рио-де-Жанейро, получил из казны Александра I сумму, соразмерную его замыслам, и отправился со товарищи в экспедицию по джунглям Амазонии. "Перед нами темная вуаль, – записал он в первом дневнике, – мы покидаем цивилизованный мир и будем жить среди индейцев, ягуаров, тапиров, обезьян".

Юрий Лотман, еще один выдающийся ученый, говорил, что искусство и наука – это два глаза человеческой культуры. Вряд ли эта реплика известна бразильской художнице Алини Шавиер Минейру Алварес, иначе б она точно вывела эти слова над входом на выставку, которую составила в залах музея-заповедника "Царицыно". Составила из малой части того, что двести лет назад собрала многолетняя экспедиция Лангсдорфа – человека, подорвавшего здоровье в этой экспедиции и впавшего в беспамятство. Но память способна продолжать работать и без человека.

Шепоты и шорохи Бразилии – "Оркестр птиц" Эркюля Флоранса. Художник и изобретатель был одним из участников первой русской экспедиции в Бразилию. Все, что видел и слышал, он фиксировал в дневниках, эскизах и даже создал "зоофонию" – систему имитации пения птиц. Партитуры Флоранса в Петербурге нашла бразильская художница Алини Шавиер Алварес и переложила на современную музыку.

"Он нашел способ записи этих звуков и привез в Петербург тетради с партитурами. Алини предстояло вместе с группой музыкантов расшифровать эти партитуры, сопоставить со звуками – мы ведь сегодня знаем, как звучат эти птицы и животные, – и постараться реконструировать эти звуки. И заново использовать", – рассказала сокуратор выставки "Экспедиция Лангсдорфа. На ваших глазах" Нина Мочалова.

На этом графическом листе – первое, что увидели участники экспедиции в Бразилии. Организованная на деньги русской короны, под руководством натуралиста и русского консула в Рио-де-Жанейро Григория Лангсдорфа команда отправились из Петербурга в 1824 году. А это – первое, что увидела в Санкт-Петербурге бразильянка. Спустя 200 лет после путешествия Лангсдорфа художница изучает российские музейные фонды и архивы в поисках артефактов, привезенных из джунглей Амазонки. Свое исследование Алварес называет контрэкспедицией.

"Мне было очень важно посмотреть на это наследие глазами современности. Сравнить точки зрения разных веков. То, что я увидела, меня ошеломило. Просто невероятные артефакты. Например, я нашла рукопись Лангcдорфа, в которой он расшифровал популярную загадку-молитву о бразильском национальном напитке кашаса. Это неопубликованный документ, и зрители увидят его впервые", – поделилась художница Алини Шавиер Минейру Алварес.

Впервые здесь можно увидеть многое. Все документы и артефакты, добытые в экспедиции и отправленные в Россию после ее завершения, более чем на столетие были забыты и утеряны. Ими никто не занимался, и лишь в советские годы к изучению архивов вернулись вновь. И теперь уже скрытые в коллекциях предметы находит и открывает для публики Алварес. В экспедиции Лангсдорфа участвовали зоологи, ботаники, художники. За пять лет они преодолели 16 тысяч километров. Вернулись в Россию с образцами фауны, описаниями местных обычаев и языков, и одним из самых полных гербариев тропической флоры в мире, насчитывающем почти сто тысяч экземпляров.

"Эта экспедиция имела огромное значение не только для России, но и для самой Бразилии. Она способствовала формированию бразильской идентичности. Страна осмысляла себя, опираясь не только на собственные знания и характеристики, но и на взгляд иностранного наблюдателя. Путешественники смогли познакомить Бразилию с масштабами ее природного наследия. Вспомнить об экспедиции Лангсдорфа – значит вспомнить о сути Бразилии", – подчеркнул Чрезвычайный и Полномочный Посол Федеративной Республики Бразилия в Российской Федерации Родриго де Лима Баэна Соарес.

Письмо об отставке живописца Иоганна Морица Ругендаса соседствует с гербариями, чучелами рыб и современными фотографиями Алварес. Художница не констатирует академические факты, а показывает артефакты как художественные объекты. В своем проекте Алварес использовала те техники и методы, которые применялись участниками экспедиции. Училась работать с проявителями, которыми пользовались первые фотографы, писала чернилами, идентичными XIX веку, изучала приемы таксидермии той эпохи.

"Я подробно изучила изображение ягуара, сделанное Эркюлем Флорансом, рассмотрела чучело, которое привезли из экспедиции, и сделала вот этот гобелен. Здесь точный рисунок ягуара – все пятна на месте! В этом проекте мне было важно соединить историю и современность", – пояснила художница.

Работая с коллекцией, Алварес рассматривает с альтернативной точки зрения как сами предметы, так и связанные с ними идеи. Не отвергая знания, полученные в ходе экспедиции, она переосмысливает и дополняет их, внося свой вклад в изменение понимания Бразилии, ее самобытности и истории.

Подписывайтесь на страницы телеканала "Россия-Культура" в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация