Если драка неизбежна – бить надо первым. Самые яркие цитаты Путина на Валдае
"Вы меня спрашиваете, почему Россия не смогла создать стабильных отношений с Западом. А я хочу вас спросить: а чего же Запад не создал стабильных отношений с Россией", – так говорил Путин в 2008 году.
14 лет назад на заседании клуба "Валдай" обсуждали события вокруг Южной Осетии – первую пробу пера США и НАТО по дестабилизации обстановки прямо у российских границ.
"Наши американские партнеры постоянно занимались подготовкой грузинских вооруженных сил. Вкладывали туда немалые деньги, послали туда огромное количество инструкторов, которые мобилизовывали армию", – подчеркивал Владимир Путин, занимавший тогда должность премьер-министра РФ. По его словам, Россия вынуждена была отвечать: "Или что, нам и в этом случае нужно было утереть кровавые сопли, как в таких случаях говорят, и склонить голову?"
Он рассказал про создание неправительственных организаций в некоторых республиках Северного Кавказа, которые под предлогом защиты Южной Осетии начали ставить вопрос об отделении от России: "Значит, мы защитили Южную Осетию – плохо, не защитили – получили бы второй удар. Уже по раскачке Северного Кавказа России. Но наглости просто нет предела. Конечно, и этого следовало ожидать тем, кто затеял эту провокацию, что они получат по морде как следует".
Еще в 2008 году Владимир Путин призывал Запад договариваться, по каким правилам мы будем жить. "Мы предупреждали, просили не создавать прецедент по Косово – нет, все равно настояли на своем", – приводил пример российский лидер. – Ну нельзя же вести себя как Римский император в мире. Надо учитывать интересы партнеров и уважать их. Мы к такой работе готовы".
Но любые попытки России защитить свои коренные национальные интересы тут же объявлялись желанием возродить Советский Союз. Путину то и дело припоминали его же слова про то, что распад СССР – это трагедия. А новые поколения в западных странах все сильнее приучали к мысли: распад Советского Союза – благо, а не трагедия, ведь СССР фактически поставили на одну доску с фашистской Германией.
В 2009 на "Валдае" Путин рассуждал на тему пакта Молотова и Риббентропа. Он напомнил, что мюнхенский договор подписывали первые лица и Франции, и Великобритании, и Гитлер лично, причем об этом почему-то теперь не вспоминают. По его словам, попытки сказать, что СССР виноват в войне, – это абсолютно недопустимо, "это ложь".
"А кто Берлин взял-то штурмом. Американцы что ли, англичане или французы? Красная Армия. Вы что, подзабыли это что ли совсем? Нет, не подзабыли, а просто используют для решения сегодняшних конъюнктурных внутриполитических вопросов", – отмечал Владимир Путин.
"А конъюнктурные вопросы просты: моральное право на управление миропорядком имеет только Запад. Демократия все спишет. 2011-й – атака на Ливию, потом замахнулись и на Сирию. И это еще и при растерзанном ранее Ираке", – не уставал повторять он, выступая на "Валдае".
"Видимо, те, кто одни за другими ляпают все новые и новые цветные революции, считают себя гениальными художниками и никак остановиться не могут", – заявлял президент России в Сочи в 2014 году. По его словам, Советский Союз называли "верхней вольтой с ракетами". "Но ракет было завались. И были такие яркие деятели, как Хрущев, который сапогом стучал. И многие думали: да ну его нафиг, этого Никиту и иже с ними. Возьмут и долбанут. Лучше относиться к ним с уважением".
А после того, как Советского Союза не стало, с Россией решили не считаться: "Ирак, Ливия, Афганистан, а до этого Югославия – это что, было в рамках международного права, что ли?"
"Значит, кому-то можно вообще ни с чем не считаться, а нам защищать свои кровные интересы, русскоязычного в Крыму – нельзя? Так не будет!" – говорил глава государства.
"Вы, пожалуй, самый демонизированный сейчас политик в мире. И при этом один из самых популярных мировых лидеров. На ваш взгляд, почему так происходит?" – такой вопрос задавали президенту РФ журналисты на сочинском заседании клуба в 2014 году. Он ответил: "Когда Бисмарк появился на европейской арене, про него сказали: он – опасный человек, он говорит то, что думает. Я тоже всегда стараюсь говорить то, что думаю".
А вот другое крылатое высказывание Владимира Путина: "Помните замечательную фразу? То, что позволено Юпитеру, не позволено быку? Ну мы не можем согласиться с такими формулировками. Может, быку и не позволено. Но хочу сказать, что медведь ни у кого разрешения спрашивать не будет. Он считается у нас хозяином тайги. И он не собирается и – я знаю это точно – переезжать в другие климатические зоны, ему там неуютно. Но тайги он своей никому не отдаст, я думаю, что это должно быть понятно".
Тогда, в 2014 году, после вакханалии, устроенной на Ближнем Востоке, Запад решил забраться на Украину. Путин отмечал, что нас сначала разделили, а потом стравили, забыв, что всего пару десятилетий назад Россия и Украина были одним целым. У многих республик не было еще традиций государственности, не сложилось устойчивой политической системы.
"Надо очень бережно относиться к тому, что есть. Беречь, помогать развиваться. Вместо этого – поддержка экстремизма, госпереворотов и – более того – бомбежек Донецка и Луганска, которые не согласились с навязыванием им чужого мнения", – говорил Путин в 2016 году.
Искушение обострить ситуацию на Украине год за годом возникало все сильнее – ведь разумные голоса там уничтожили. "Небольшая группа людей, которая присвоила себе лавры победителей в борьбе за независимость, – это люди крайних политических взглядов. Они на самом деле и руководят Украиной, вне зависимости от того, какова фамилия главы государства. Это такой тупик. Я вообще не очень понимаю, как из него можно выйти", – рассуждал президент России.
В 2015 году глава государства вспоминал, как после объединения Германии НАТО обмануло Россию: "Тогда не договорились по принципиальным вопросам – что будет после, будет ли Германия членом НАТО, как будет развиваться военная инфраструктура, как будут строиться и координироваться вопросы безопасности в Европе? Устно поговорили, ничего на бумагу не положили. И все пошло-поехало. Генеральный секретарь НАТО говорил о том, что Советский Союз может хотя бы быть уверен, что НАТО не будет расширяться дальше восточных границ сегодняшней ГДР. Ничего подобного!"
Многие цитаты с Валдайских форумов стали крылатыми.
- Еще 50 лет назад ленинградская улица меня научила: если драка неизбежна – бить надо первым.
- Как швейцарские часы, молотили бы не переставая.
- У вас есть единомышленники? – Есть, почти 146 миллионов человек.
- Будущее не зовет, оно пугает.
- Нас в этом случае беспокоит только одно: как бы не простудиться на ваших похоронах.
Год за годом, планомерно, Путин доносил на этих встречах свою позицию до западных политических умов в ходе публичных дискуссий.
В 2013 году в Новгородской области премьер-министр Италии Романо Проди сравнивал отношения между Европейским Союзом и Россией с водкой и икрой.
"Но и икра, и водка – это российские продукты!" – возразил коллеге российский президент.
Путин напоминал, что РФ и ЕС никак не договорятся по безвизовому режиму: "Это просто смешно. Европа имеет безвизовый режим с некоторыми латиноамериканскими странами. Там что, вопрос криминогенный лучше обстоит, чем в России? Нет, конечно. Вот эти вещи сдерживают сближение России и Евросоюза. И вот это плохо"
Но вскоре речь пошла уже не о сближении. Развернулась санкционнная спираль.
"По поводу сыра, санкций. Чем дольше все это продолжается – тем меньше шансов, что они сюда вернутся", – говорил президент.
Многократно на «Валдае» обсуждали и европейскую энергетическую политику.
"Рынок отрегулирует? Ну пожалуйста, 1500 или 2000 долларов за 1000 кубов газа. Что он отрегулировал? Это рукотворный результат экономической политики Еврокомиссии. Россия-то вообще ни при чем", – подчеркивал Владимир Путин.
Год назад, еще до спецоперации на Украине, цены на газ уже достигли небывалых значений. Но европейские странности продолжались: Евросоюз хотел запретить России добывать газ в Арктике – якобы из-за экологии.
"Сказка известная есть – "Мерзни, мерзни, волчий хвост". Если европейцы пойдут по этому пути, то они так и будут себя чувствовать, как эти известные персонажи в русской сказке". – эту яркую цитату Путина слышали все.
Но главная проблема, разраставшаяся, как снежный ком, – США вышли из почти всех ключевых соглашений по вооружениям.
В 2020 году Путин заявил: "Европейцы нам говорят – пускай они выходят, а вы не выходите. Я говорю – здрасьте, вот кино хорошее. Давайте-ка не будем дурака валять, по-честному будем разговаривать".
По его словам, односторонний выход США из договора по ПРО, который являлся краеугольным с точки зрения баланса сил и безопасности, поставил всю эту систему в очень тяжелое и сложное положение.
"Это меняет всю философию безопасности, – считает президент РФ. – Если одна страна считает, что она создала над собой ракетный зонтик и может обезопасить себя от ответного или ответно-встречного удара, то тогда у нее руки развязаны в применении любых вооружений. Вот это и есть разрушение стратегического баланса".
Также Владимир Путин подчеркивал, что в российской концепции ядерного оружия нет превентивного удара: "В нашей концепции – ответно-встречный удар. Да, в этой ситуации мы как бы ждем, что в отношении нас применят оружие, сами ничего не делаем. Но тогда агрессор должен знать, что возмездие неизбежно, что он будет уничтожен. А мы – жертвы агрессии. И мы как мученики попадем в рай, а они просто сдохнут – даже расстаться не успеют".
На вопрос о том, не страшно ли нести ответственность за мир, Путин отвечал: "Нас всегда воспитывали, когда я еще пришел только на работу в органы безопасности, что, если взялся за какое-то дело и работу, нужно заранее понять – берешься, тогда нужно действовать аккуратно, не бесшабашно, но уже не думать о личной безопасности".