Грандиозный план председателя Си
В субботу в Пекине завершился ХХ съезд Коммунистической партии Китая. Важнейшее событие проходит раз в пять лет. Особое внимание – безопасности и противодействию вмешательства в дела страны извне. Во вторник лидер КПК Си Цзиньпин прямо заявил, что ради защиты суверенитета и единства Китая готов применить силу: "Мы продолжим стремиться к мирному воссоединению. Но мы никогда не пообещаем отказаться от применения силы. И мы оставляем за собой возможность принять все необходимые меры".
Традиция, что не меняется из съезда в съезд. На первом после него пленуме к журналистам выходят члены постоянного комитета Политбюро. Но ждали этого исторического момента не только репортеры – весь мир, живущий сейчас с оглядкой на Китай. Ведь если с первым номером этой "семерки" все было ясно и до съезда – Си Цзиньпин лишь укрепил свои позиции в партии и в новой пятилетку поведет ее за собой, а значит, и всю страну – то те, кто за ним – настоящая сенсация. И те аналитики, что строили прогнозы, просчитались. Сплошь новые имена. Вот вторым номером – Ли Цян – глава Шанхайской парторганизации. За ним – Чжао Лэцзи и Ван Хунин – его называют главным идеологом Компартии. Они по сложившейся партийной традиции займут и высшие должности в руководстве страны, которую все вместе – заявил генсек – и поведут в новый поход.
"В новом походе мы будем придерживаться общей системы ценности всего человечества, перед лицом вызовов мы призываем, что все вопросы должны решаться вопросами разных стран, и мы готовы со всеми странами вместе двигаться, развиваться и создавать наше светлое будущее", – заявил Си Цзиньпин.
То, что в новой "семерке" не будет большинства ключевых фигур последней пятилетки, все понимали. Действующий пока премьер Ли Кэцян и глава Всекитайского собрания народных представителей Ли Чжаньшу не проходили по возрасту. Он, конечно, не всегда показатель. Но когда делегаты утвердили список ЦК из 205 фамилий, сомнений не осталось. За развитие КНР отвечает новая команда.
Цели и задачи ХХ съезду Си определил точно. А съезд, в свою очередь, определил самого Си ядром всей партии. Его идеи социализма с китайской спецификой в новую эпоху – теперь официально в партийном уставе. И нынешний генсек – такое со времен Мао впервые – отправляется на свой третий срок у руля.
За историческим съездом Китай следил в прямом эфире. В полях и заводских цехах. Университетских аудиториях и деревенских ДК. Даже в космосе тайконавты завели трансляцию из Дома народных собраний. Вот уж действительно "событие планетарного масштаба". Тем более что от второй экономики мира зависит развитие всей планеты. И партия намерена вывести ее уже на первую строчку в ближайшем десятилетии.
"Мы должны твердо помнить, что эта страна – это ее народ, народ – это страна. Мы должны выполнить нашу основную цель – всем сердцем служить народу", – подчеркнул Си.
Первой цели столетия – как в Китае называли победу над бедностью – Компартия уже достигла. И делегаты на съезде – их 2296 человек, многие как раз из глубинки – это признавали в один голос. Вот фермеры из Гуанси-Чжуанского округа – его, кстати, представлял Си Цзиньпин. А это обычный водитель из тибетской деревушки. Крутит баранку почтового грузовика. А тут такое дело доверили – отправили в столицу.
Широкую поддержку Си себе обеспечил досрочно. И за поправки к партийному уставу, который в Китае важнее Конституции, зал голосован единогласно. Тем более что помимо ключевой роли Си Цзиньпина, которая в тексте прописана отдельно, в нем и про модернизацию экономики, и про научный прогресс – технологические войны с США лишь ускорили развитие хай-тек-индустрии – и про модернизацию армии. Ее Си Цзиньпин, который одновременно занимает и пост руководителя Центрального военного совета страны, призвал сделать одной из сильнейших в мире. И армия взяла под козырек.
"Грандиозный план председателя Си глубоко вдохновляет нас. Как передовые войска мы должны взять на себя священную ответственность за обеспечение боеспособности и стремиться создать мощный отряд из опытных в бою солдат, чтобы быть готовыми к возможной войне", – заявил Лю Тао, политический комиссар сводной бригады Народно-освободительной армии Китая.
Про готовность к войне не оговорка. Ведь Запад уже окружил Китай всевозможными блоками вроде AUKUS и объявляет экспансию НАТО в Азиатский регион. А постоянные провокации в Тайваньском проливе с подогреванием сепаратистских настроений на острове лишь вынуждают Си снова напомнить: Китай не откажется от применения силы, если потребуется. Но добиваться воссоединения с островом пока все же нацелен мирным путем.
"Национальное возрождение не может быть завершено без национального воссоединения. И Компартия четко заявляет о противодействии провокациям тайваньских сепаратистов и внешнему вмешательству", – отметил Лу Лиань, уроженец Тайваня, делегат ХХ Национального конгресса КПК и профессор Университета Фудань.
Внешнее вмешательство Компартия называет главной причиной всех китайских бед. И пик этого вмешательства пришелся как раз не десятилетку правления Си Цзиньпина. Поэтому слово "безопасность" и звучало в докладе едва ли не чаще остальных. Технологическая, продовольственная, финансовая… Наконец, безопасность границ.
"Мы должны оставаться уверенными в нашей истории, проявлять большую историческую инициативу и иметь мужество сражаться и мужество побеждать", – уверен Си Цзиньпин.
Стоило Си заявить об этом на съезде, как в Штатах снова подлили масла в огонь, заявив, что Пекин вторгнется на Тайвань даже раньше, чем ожидал Вашингтон. Запад вообще не скрывал своего отношения к съезду. Оттого и появлялись откровенные вбросы. То якобы в Пекин стянуты танки, чуть ли не госпереворот. А кадры с закрытия съезда пытались представить, что внутри главной политической силы Китая – раскол. Мол, предшественника Си Ху Цзиньтао выводят из зала. Ему и правда референты помогли выйти – почувствовал себя плохо. Так же, как до этого помогали в президиум и подняться. Но даже вбросы не помешали Китаю провести главное собрание пятилетки, где с новой целью уже определились: мечта о национальном возрождении, кормчим которого партийцы единогласно назначили все того же Си.
То, что видные партийцы покидают ЦК и в составе постоянного комитета Политбюро теперь новые имена, говорит не только об омоложении партийных кадров, но и вообще об обновлении китайской политики. Она – понятно – и дальше продолжит следовать линии генсека. Но эта линия – уверены многие – станет гораздо жестче.