28 октября 2022, 13:06 28 октября 2022, 14:06 28 октября 2022, 15:06 28 октября 2022, 16:06 28 октября 2022, 17:06 28 октября 2022, 18:06 28 октября 2022, 19:06 28 октября 2022, 20:06 28 октября 2022, 21:06 28 октября 2022, 22:06 28 октября 2022, 23:06

29 октября 2022: Трио Симона Набатова: "Истории с танцплощадки"

Три аудиновинки евроджаза этой недели – тоже в каком-то смысле последствия пандемии КОВИДа-19. Мы уже как-то забыли про новую импровизационную музыку и свободный джаз, что искусства эти космополитические в нейтральном смысле слова, если угодно интернациональные. В том же смысле, в каком классическая и вообще академическая музыка. (Совсем не обязательно – вненациональные). Но это отдельный предмет для обсуждения. И наверняка 2020 год поможет в этом разобраться. В смысле, насколько евроджаз самостоятелен без постоянной (афро)американской подзарядки? И наоборот – насколько интересен новый американский джаз без художественных традиций нашего Старого света?

Наши аудионовинки – это диски трех составов исключительно из европейских музыкантов. Хотя это не значит, что все записи были сделаны уже в эпоху самоизоляции и всех карантинных ограничений – дело, что называется, в принципе. В частности, новый диск пианиста Симона или Семёна Набатова Dance Hall Stories ("Истории с танцплощадки", Leo Records) записан был в 2017 году. Это трио Simon Nabatov, Frank Gratkowski (саксофон), Dominik Mahnig (ударные). Одновременно вышел еще один альбом – квартет, тоже с саксофонистом Франком Гратковски, тоже из знаменитого клуба Loft в Кельне, но записанный уже в эпоху пандемии. И название получил соотвествующее – Torbid Sunlight ("Болезнетворный свет"). Хотя Набатов в этом квартете не участвует, музыка – точно такой же фри-джаз, не радикальный, в целом без афроамериканского "ритма" и построенный на сочетании композиции и свободной импровизации. А у Набатова с Гратковски даже там, где царит полная свобода, заранее явно много продумано.

Вообще дуэт Набатова с Франком Гратковски существует больше 20 лет. В основном он составляет ядро других коллективов – как в 2014 году на 35-летии Leo Records в центре "Дом" – с Алексеем Кругловым и Олегом Юдановым. Почти всегда программная, и это, конечно, русская традиция, тем более, что в основе его программных альбомов – "Мастер и Маргарита", стихи Иосифа Бродского, рассказы Даниила Хармса. "Истории с танцплощадки" – конечно, тоже музыка программная, ни в коем случае не танцевальная. Впрочем, у Набатова в1994 году уже был сольный фортепьянный альбом Shall We Dance – Потанцуем. "Истории с танцплощадки", если судить по названиям, тоже программная музыка: слушатель легко представит себе по названиям восьми треков законченную историю, почти что зощенковский анекдот из жизни: "Обнадеживающий взгляд", "Это – неверное движение!", "Все – в бедрах", "Обтягивающее и изящное", "Постепенное увлечение (или соблазнение)", "Сидит одна (или один?), "Осторожное приглашение", "Деньги нашлись!".

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация