Общество изучения русской усадьбы отмечает 100-летие
100 лет исполняется в этом году Обществу изучения русской усадьбы. К этой дате – 22 декабря – в Музее архитектуры имени Щусева откроют выставку работ из коллекции основателя общества Владимира Згуры. Об истории произведений и их судьбе – Мария Трофимова.
Долгое время архитектурная графика из коллекции Владимира Згуры считалась утраченной. Ту часть, которая чудом сохранилась и спустя годы была атрибутирована, в Музей Щусева передали в 35-м году из Третьяковской галереи. Среди нескольких тысяч предметов вещи из собрания основателя Общества изучения русской усадьбы обнаружить было крайне сложно. Эта работа шла в течение многих лет. "Открываешь папку, смотришь, делаешь сверку, обнаруживаешь на обороте штампик – из собрания Згура, записываешь. Находишь следующий такой листочек, записываешь. Эта, буквально, работа такая побочная, которая казалось бы, не выльется ни во что", – поделилась заведующая отделом хранения архитектурно-графических фондов XVIII–XIX вв. Музея архитектуры им. Щусева Татьяна Дудина.
Специалисты поясняют – это собрание архитектурной графики, где сейчас около 60-ти предметов – нельзя назвать уникальным. Здесь нет шедевров: немного планов усадеб, практически нет дворцов. В основном служебные постройки, небольшие проекты разных павильонов, оград, решеток. Тогда в 20-е годы XX века члены Общества изучения русской усадьбы не просто исследовали "дворянские гнезда", как явления культуры, а спасали предметы искусства, буквально, выхватывая их "из-под ножа". Передавали все в музеи. То, что оставалось за пределами музейных интересов, осело в собрании Згуры.
"Иногда совершенно непонятным образом удавалось спасти вещи, которые казалось бы, выходили за пределы интересов Згуры. Например, эскиз плафона архитектора Дубовского, это архитектор начала XIX века, очень известный. Все его прекрасно знают по доходным домам с рыцарями, которые есть, например, на Арбате или в Гусятниковом переулке. Вот это плафон из дома Ганзен, проект не был осуществлен. Как он мог попасть к Згуре? Бог весть...", – добавила Татьяна Дудина.
В собрании оказалось несколько проектов иконостасов. Это необычайно ценный материал, говорят специалисты. Один из чертежей, видимо, выполнен непрофессиональным мастером. Здесь много элементов от искусства конца XVIII века: пышные гирлянды, разнообразной формы филёнки, готические очертания отдельных элементов, обилие скульптур. Специалисты не знают, для какой усадьбы и для какой церкви был сделан этот иконостас.
"Обратите, пожалуйста, внимание на то, что здесь есть надпись полустертая, плохо читаемая, но ее ни в коем случае нельзя утратить, потому что она для нас очень ценна. Здесь есть интересная надпись: "По сему плану и фасаду сделать иконостас. Строитель – Семен Шеберов". Семен Шеберов, скажем так, не строитель – он устроитель. Он владелец усадьбы", – отметила Татьяна Дудина.
Лист пришел в руинированном состоянии: разрывы, трещины, много изломов.
"Вот здесь разрывы не видны, но когда я уже разобрала лист, вот так он выглядел до реставрации с оборота, подклеен вот этой голубой бумагой. Когда я его разобрала, то он распался на три части горизонтальных и мне пришлось его собирать заново", – поделилась художник-реставратор Музея архитектуры им. Щусева Анастасия Соколова.
На выставке покажут и несколько не отреставрированных предметов. Для этого решили взять графику в самом тяжелом состоянии. Организаторам важно показать зрителю, в каком виде попадали вещи в коллекцию Владимира Згуры.