Политический обозреватель Андрей Перла в программе "Наше время" о возвращении России в "зерновой коридор"
"Россия не получала гарантий от Украины. И мы сейчас от президента это очень ясно услышали. Россия получила от Турции информацию о том, что Украина ей, Турции, гарантировала соблюдение определенных условий. Это означает, что с точки зрения России гарантом выполнения условий так называемой зерновой сделки является именно Турция. И именно президент Турции Эрдоган является в этом смысле партнером по переговорам президента России Владимира Путина. Это очень важно, потому что Россия не ведет переговоров с Украиной, и потому что Турция, в отличие от Украины, – это страна, которая вынуждена заключенные с ней договоренности соблюдать.
С этой точки зрения, наверное, мы можем рассчитывать на то, что эти гарантии чего-то стоят. Это первая и, на мой взгляд, важнейшая ситуация. Второе, что не очень часто принимают во внимание, но что надо бы принять, оценивая зерновую сделку, это вот какое обстоятельство: зерновая сделка была заключена в августе. Начиная с августа, с Украины удавалось вывезти через порт Одессы примерно 3 миллиона тонн зерна в месяц. Это довольно много для мирового рынка зерна для того, чтобы определять цену зерна на мировом рынке. Но при этом только в октябре и только в Англии цены, как у нас говорят, "на хлебобулочные и макаронные изделия", то есть на все, что делается из муки, включая гамбургеры и пиццу, повысились примерно в полтора раза. По разной номенклатуре на 35-60 процентов. Это колоссальный рост цен. Вот вы представьте себе: вы пришли в магазин, и в полтора раза сегодня дороже стоит хлеб, чем он стоил еще вчера.
Это колоссальная проблема для Европы и Англии в частности, потому что там уже сейчас 27 процентов населения покупает еду в рассрочку. Редкие остальные лица, если я не ошибаюсь, их министр обороны об этом говорил 31 октября, они говорят, что зерновая сделка очень хороша именно тем, что она позволяет несколько снизить цены на хлеб в мире.
С точки зрения Турции – это хорошо. С нашей точки зрения – к чему мог бы привезти полный срыв зерновой сделки? И чем мы продолжаем угрожать Западу? Тем, что, если она сорвется совсем, цены там подскочат еще более чем в два раза. Таким образом, зерновая сделка, хотя и перезаключенная, остается в руках России довольно мощным инструментом".