"Мы не объявляли кибервойну, это ответ на киберагрессию Украины"
"Меня зовут Хеш. Для своих просто Хеши. Глава и представитель хакерской группировки "Заря".
Мы не объявляли кибервойну, это ответ на киберагрессию Украины. Пока они бьют по гражданским целям в интернете, как делали это восемь лет с ЛДНР, мы работаем исключительно по государственным и стратегическим целям. Кто им помогает?
Кто помогает Украине? Почти весь мир. Правда, особо успехов с их стороны я не вижу, в основном ведется операция по дезинформации населения. Врать у них получается лучше, чем работать.
Мы – простые русские ребята, которым не нравится ситуация вокруг нашей страны. Однако, хочу отметить, что и в других странах много несогласных с фашистским режимом НАТО, которые воюют на нашей стороне. В этом конфликте участвует весь мир.
Мы никогда не надеемся, что будет легко. Любой взлом – это труд не одного человека, а слаженной команды. За каждой новостью о наших успехах скрываются месяцы кропотливой работы. Вообще, если честно, то они могли бы защищать свои стратегические центры и получше. Да, мы защищены! Причем даже лучше, чем противник. Главное – не расслабляться, иначе можно пропустить удар. В остальном, можно не беспокоиться".
Специалист по кибербезопасности Андрей Масалович прокомментировал заявление хакера Джокера ДНР о взломе программы управления украинскими войсками Delta:
"Кибервойска (или киберподразделения) существуют в разных странах. Был год 2004-й, когда посмотрев на китайцев, все страны начали создавать кибервойска, в том числе и Украина в этом же году. Но тогда это была дань моде. На серьезную арену это вышло в 2012-2014 году.
В 2009 году американцы официально объявили, что кибервойска существуют, и в том же году НАТО включило расширение в свою "Пятую статью". "Пятая статья" – если тебя атакуют, то все страны НАТО за тебя заступятся. Они включили туда и киберпространство. Если атакуют с киберпространства, то считают это началом войны. Но тогда это было в теории. Никто еще не знал, что такое киберпространство и кибератака.
В 2013 году были явные свидетельства того, что у нас появились и кибервойска, и войска информационных операций. Они у нас разделены (у американцев это единое пространство): одно атакует компьютеры, другое атакует "мозги". Считаем, что они – есть, официальные пресс-релизы на эту тему были. Кто они, сколько их, где они и чем занимаются – во время боевых операций говорить не надо! Думаю, что они – есть, их много и задачи решают правильно.
Я бы хотел обратить внимание на ситуацию последних дней: с Дельтой, Джокером, "взломанным НАТО". На самом деле, все было совсем не так. Не русские хакеры взломали натовскую программу, а украинские пиарщики "взломали мозги" натовским специалистам. Т.е. была натовская программа управления боем, которой уже пять лет. Год назад украинские специалисты начали разрабатывать свою, вот эту самую "DELTA". Год про нее мало что знали, знали просто, что она сырая. Выпускать ее на арену еще было рановато, потому что ее сразу сломают, но, тем не менее, за этим посматривали. Пять дней назад случилось знаковое событие – научная конференция НАТО, где участвовало тридцать стран. Конференция с романтическим названием – "Дух прилива". И на ней ключевым докладом был как раз доклад украинцев, что "у нас теперь появилась супер-программа "DELTA" украинской разработки. Если раньше мы старались следовать стандартам НАТО, то теперь мы будем их задавать". Пять дней вся околокомпьютерная тусовка обсуждала "понты" этого доклада. Соответственно, через три дня вылез Джокер и сказал, что мы ее сломали уже давно, видим все, что они делают, она для нас никакой проблемы не представляет.
Технически там была сложная работа, там работала крупная и грамотная команда. "Джокер" – это не одиночка, а представитель команды. Когда в фильмах показывают, как хакер подходит к клавиатуре, что-то нажал и там тут же что-то сломалось, это может быть и правдой, но этой правде предшествует полгода или год работы. Сама ситуация выглядела бы до крайности странной, что вот мы нашли способ вести скрытое наблюдение за противником и зачем-то этим похвастались. Хотя, вообще, не принято таким пользоваться – принято это использовать месяцами, годами, сколько получится.
Сейчас похвастались именно потому, что украинцы пытались и на этом сделать пиар, что, мол, не смотрите, что она сырая, не работает и ее легко сломать, зато у нас есть своя программа и мы теперь будем учить НАТО. Надо было щелкнуть по носу, поэтому по-человечески я понимаю Джокера".
Про отражение извне хакерских атак специалист отметил следующее:
"Существует два слоя: войска – военная организация, у которой есть дисциплина, задачи, планирование, привязка к политическим и информационным задачам. Деятельность хакеров в них увязана. И есть партизаны, но они войн не выигрывают. Они могут помочь, пошуметь, но надеяться, что они победят в войне – не стоит.
Для регулярных войск различают три направления кибероружия: атакующее (кибератаки) – сломать, вывести из строя, защитное кибероружие, и разведывательное – самое важное, которое не видно. Его цель – поставить "закладки" и обеспечить долгосрочное скрытое наблюдение. Оно самое эффективное. Оно есть, его много, и россияне во всех трех направлениях занимают очень хорошие позиции. Т.е. русские хакеры в мире – это все равно как драконы в Древнем Китае".