В Театре Российский армии представили спектакль "Суламифь"
И христианский Ветхий Завет, и иудейский Танах содержат "Песнь песней" иудейского царя Соломона. Признак особой ценности того, что заложено в этой истории любви. Ещё один признак того же в том великом множестве художников и литераторов, актёров и режиссёров, которые пересказывают эту историю. Наконец, третий признак заключён в словах Александра Куприна: "Роюсь в Библии, Ренане, Веселовском и Пыляеве, потому что пишу не то историческую поэму, не то легенду". Вот. Когда то, за что берёшься, это не поймёшь что, тогда и привлекательно особенно.
Взялась и Мария Шмаевич, актриса Центрального Академического Театра Российской Армии, а также режиссёр, давно уже не начинающий. На экспериментальной сцене своего театра поставила купринскую "Суламифь" (она же соломонова "Песнь песней"). Замена части текста движениями тела, или подкрепление текста движениями тела, этот метод Шмаевич применяет постоянно, много лет, и публика его принимает, понимает, что словами всего не передать.
Последнее перед премьерой напутствие от режиссера, и вот Алена Губанова на сцене. Роль Суламифи актриса исполняет впервые. Её героиня – воплощение чистой девичьей любви. Она работает на винограднике. Там же, ища отдыха и уединения, останавливается царь Соломон. Плененный песней и красотой незнакомки правитель влюбляется с первого взгляда.
Для Театра Российской армии "Суламифь" – своего рода эксперимент в жанре пластической драмы. Когда Мария Шмаевич только начинала работу над спектаклем, она просила актеров импровизировать на заданную тему. При этом видеокамера непрерывно писала все их движения и жесты . Пересматривая многочасовые записи, режиссер отмечала самые красноречивые моменты импровизации, и вскоре из них сложились сцены спектакля.
"Я помню, мы показывали луч света, который через окно пробивается, например, мы искали эмоцию и реагировали, потом показывали водопад, какой он, какие эмоции вызывает, и реагировали тоже телом", – заметила актриса Алёна Губанова.
"У нас очень в нашей жизни притуплены чувства вот этой свежести, первого ощущения, а здесь, в этой истории, очень важна их первая встреча, когда они встретились глазами, и из этого начинает вырастать целый космос", – заявил актер Сергей Иванюк.
Вложить в сюжет "много яркой страсти" – так Куприн сформулировал свою цель, когда в 1907 году взялся за написание "Суламифи". Сюжет повести классик заимствовал из "Песни песней" Соломона, входящей в Ветхий Завет. Мудрость и справедливость правителя подчеркиваются в сценах суда, когда Соломон разрешает споры своих подданных. Но сберечь самое главное – возлюбленную от гибели – он не сумел. В финале спектакля, как и в повести Куприна, отвергнутая Соломоном царица приказывает убить соперницу. В реальном мире внешние обстоятельства также часто играют губительную для любви роль, но закрываться от сильного чувства нельзя. В этом убеждены и режиссер, и первые зрители спектакля.
"Если человек прошел сильную любовь, то это испытание сильной любовью, сильным чувством делает человека обязательно сильнее, и он становится более богатым, более душевно объемным, более гармоничным, и потом эту гармонию несет в мир", – рассказала режиссер Мария Шмаевич.
"Куприн – писатель многотонкий, а люди сейчас не привыкли вникать в тонкости текста, а здесь удалось пластически, мимически какой-то полифонией дать вот эту тонкость текста Куприна", – отметил режиссер Александр Фридрихсон.
Ища ответы на вечные вопросы и проникая в анатомию чувств, зал взрывается овациями, а артисты не прощаются со зрителями надолго, следующий показ "Суламифи" в Театре Российской армии – 24 ноября.
Подписывайтесь на страницы телеканала "Россия-Культура" в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники.