Явление "турбулентности ясного неба" изучают томские ученые
Томские ученые ведут исследования в сфере безопасности авиаперевозок. В Институте оптики атмосферы СО РАН изучают явление "турбулентности ясного неба". И в этом году в экспедиции на Байкал, проводившейся по проекту Российского научного фонда, они смогли зафиксировать параметры атмосферных волн, являющихся одним из "генераторов" турбулентности на высотах полёта авиалайнеров. Это стало возможным, благодаря использованию в дополнение к ветровому лидару StreamLine британского производства второго ветрового лидара, созданного в институте.
Явление турбулентности атмосферы знакомо каждому человеку, который летал на самолетах. И справляться с ним уже научились. Но бывают и другие ситуации.
"Например, "турбулентность ясного неба", которая образуется вне облачности. В этом случае попадание в такие зоны является полной неожиданностью, поскольку эти зоны невидимы. Идентифицировать их как раз было бы очень полезно для авиабезопасности", – пояснил руководитель лаборатории распространения волн ИОА СО РАН Виктор Банах в интервью программе "Час Науки".
По его словам, как раз над решением этой проблемы и работают томские ученые.
На фото: эксперименты по изучению атмосферных волн на территории Байкальской астрофизической обсерватории Института солнечно-земной физики СО РАН с использованием двух ветровых лидаров (из архива лаборатории распространения волн).
Ежегодно коллектив ученых ведет исследования не только на полигоне в Томске, но и на западном берегу Байкала в поселке Листвянка на территории стационара Астрофизической обсерватории Института солнечно-земной физики СО РАН.
На фото: Лидарные эксперименты по изучению самолётных вихрей в аэропорту Толмачево в Новосибирске (из архива лаборатории распространения волн).
Байкал стал для ученых своеобразной природной установкой, которая непрерывно воспроизводит на высотах от 150 до 1200 метров над водной поверхностью условия, аналогичные тем, которые возникают на высотах полёта самолётов. Накопленные знания о турбулентности и разработанные лидарные методы ее оценки, по сути, являются базой для создания технических требований к разработке специального лидара, который бы позволял заранее обнаруживать потенциально опасные зоны турбулентности при ясном небе. В результате пилоты смогут заблаговременно корректировать курс самолета.