9 ноября 2022: Алекс Чжан Хунтай-Павел Миляков: переплыть Стикс с помощью Дэвида Линча
Еще одна аудионовинка, pendant предыдущим двум на этой неделе. Причем непосредственным поводом к выбору именно этого альбома стало известие о смерти Лу Оттенса (Lou Ottens), голландского инженера фирмы "Филипс". Это он в начале 1960-х изобрел компакт-кассету (как это у нас поначалу называлось). Если бы не практичные кассеты (в отличие от катушек или бобин), я уверен, развитие музыки могло бы пойти по несколько иному пути. Medium is the mаssage, как это сформулировал Маршал МакЛюэн. У нас, в частности, вряд ли сложился и не распространился бы жанр авторской песни. В том виде, в каком он сложился во главе с Александром Галичем и Владимиром Высоцким (сравните с творческим имиджем до-кассетных авторов-исполнителей – например, Юза Алешковского и даже Булата Окуджавы).
Как и грайндкор-джазовый проект Neptunian Maximalism’а – это проект, выпущенный в т. ч. именно на магнитофонной кассете. И с этим проектом и с предыдущим – в рубрике "легендарные альбомы прошлого" (с музыкой канадца Клода Вивье) сегодняшнюю аудионовинку связывает еще и ориентация на миф; называется проект "Стикс" (Styx) – это дуэт (виртуальный?) еще одного канадца этой недели (но тайваньского происхождения) саксофониста Алекса Чжан Хунтая (Alex Zhang Hungtai) и петербуржца Павла Милякова (до этого известного двусмысленным ником buttechno) – электрогитариста и клавишника. Оба еще и музыканты-электронщики.
И еще: мы с удивлением обнаруживаем этот "Стикс" в джазовом контексте – чуть ли не в списке лучших джазовых альбомов 2020 года. Скажу сразу – никакого отношения к джазу, даже поддельному, как переводит один наш джазовый блогер эпитет fake, он не имеет. Тот факт, что Алекс Чжан Хунтай играет на тенор-саксофоне, еще не делает его музыку джазом! Как не имели ничего общего с джазом, скажем, "Кометы" – аккомпанирующий ансамбль первого рок-н-рольщика Билла Хэйли, хотя главную роль в "Кометах" играл тоже саксофонист – Руди Помпилли (Rudy Pompilli), который во многом определил место саксофона в рок-музыке. И уж тем более неправомерно сравнение дарк-эмбиента Хунтая с новым джазом выдающегося англичанина Джона Сермана John Surman. Повод для этого сравнения – один трек Сермана, который появился на сборнике кассетного лейбла, публикующего также "миксы" Хунтая. Впрочем, благодаря появлению в кадре культового сериала "Твин Пикс", совсем не важно как канадец-тайванец играет на саксофоне. Важнее другие ассоциации. В частности, Стикс – согласно "легендам и мифам Древней Греции" – одна из пяти рек подземного царства Аида. "Стиксом" назвал свою симфоническую поэму для альта (Юрий Башмет), хора и оркестра популярный (тоже благодаря кино) грузинский композитор Гия Канчели. Назвал, между прочим, из чистого суеверия; ему вообще-то заказали Реквием, и – в отличие от Моцарта – Канчели свое сочинение закончил и даже прожил еще ровно 20 лет… А тут, в канадско-петербургском проекте в одном треке даже слышится голос Яны Павловой – певицы из трио "Воровайки". Впрочем, даже это "потусторонней" атмосфере того же Дэвида Линча, которую он создавал вместе с композитором Марком Фростом ровно 30 лет назад, музыка Хунтая и Милякова не противоречит.