Как осваивали удивительные просторы Сибири: от Ермака до современности
Одним из них был митрополит Филофей. В Сибирь приехал по распоряжению Петра I. За четверть века построил 300 церквей и монастырей. Как писал Филофей, широкую дорогу для веры в Сибирь проложил Ермак. Его дружина изгнала чужака с белой земли, дала право автохтонам – коренным народам ─ самим выбирать, каким богам молиться.
На месте роскошного ботанического сада в Тобольске бился с ратью Кучума за Сибирь ледяную и бескрайнюю атаман Ермак. Сверкают топоры, сабли, в глазах ханской орды ─ дикая ярость. Развиваются хоругви с ликом Святого Георгия. Под христианскими знаменами наступает казачье войско. Его сила ─ в вере. В его дружине – не только казаки. Зря хан ступил на земли снежные и бескрайние. Поможет войску вера православная, Ермак знал силу ее.
"Язычество основано на вере каждой деревни, каждого села, каждого знахаря, оно не имеет единства. Только вера в единого триипостасного Бога позволила объединить Русь и выстоять в испытаниях. Не случайно Сергий Радонежский построил первый храм Святой троице. Только христианство позволило объединить разрозненные через испытания и междоусобицы. Христианство сыграло огромную объединяющую роль", ─ рассказывает протоиерей, руководитель информационно-издательского отдела Искитимской епархии Игорь Затолокин.
Православные иконы прижились и в чумах, и в самых дальних домах. Кресты, как символ веры русских поселенцев, стали расти из земли сибирской. Появлялись церквушки, места, где звонит благовест, стали называть селами. Строят храмы из лучшего леса. Не за семь верст, а за семьсот отправляются за пахучей столетней сосной. На подводах месяцами везут, чтобы стояли веками.
Турнаевской церкви в Болотнинском районе ─ больше ста лет, зодчество приравнивается к северному. Храм во имя Серафима Саровского – сибирские Кижи: построен без единого гвоздя. В 1941 году отсюда ушли на фронт 70 человек. Тогда службы были под запретом, но жители через тайный лаз ночью пробрались в храм, чтобы отслужить молебен. С войны живыми вернулись все.
В день памяти святого в любую погоду идут паломники 20 километров, чтобы помолиться. Те, кто моложе и выносливее, несут массивную икону святого Серафима, сменяя друг друга. Ни на минуту не смолкает молитва, уверяют, никакой усталости, сплошная благодать на сердце.
Храм в селе Бородавкино Искитимского района – прапраправнук православных обителей Филофея. Церковь постигла общая участь. В 1931 году Советы закрыли храм, псаломщик вступил в партию, продолжая тайные молитвы, священника Флоренского арестовали. Тогда в безбожники записалась вся страна.
По словам иеромонаха Симона, протоколы о закрытии церквей напоминали карантинные противоинфекционные мероприятия: власть боялась даже присутствия очагов веры.
"Принятие православия происходило через действия конкретных людей, которые свои примером показывали инородцам свою силу и веру. История миссионерства это и есть история веры. Каждый христианин, как говорит апостол Павел, несет свет, просвещение людям", ─ рассказывает Игорь Затолокин.
Дом в селе Степном похож на писательскую дачу, а комната ─ на библиотеку. Хозяйка Валентина Лескина много читает, в рабочем кабинете пишет книги о людях, о вере, о жизни прошлой и настоящей.
Деревня тоже когда-то была селом. Однокупольный храм построили братья Матвеевы, устанавливали колокол в 60 пудов. Как ─ только Богу известно, ему и угодно было. Назвали церковь Христорождественской в честь Рождества Христова. Благовест ее за десятки верст был слышен. Созывал колокольный звон прихожан из 12 деревень, так удобно был расположен храм на возвышенности села Бородавкино.
Валентина рассказала, почему село так называется: "Весной здесь всегда было много воды, болота. Когда вода высыхала, оставались кочки, как бородавки".
До революции на территории Новосибирской области было построено больше 400 храмов, в 1941 году – один ─ Успения Божией матери в Новосибирске.
Христорождественской церкви повезло, ее не разрушили, разве что колокол увезли в неизвестном направлении. Поговаривают, в Бердске звонит похожий. Здание разобрали, из бревен сделали пристройку к семилетней школе, из пристройки соорудили начальную школу, позже и ее закрыли. В настоящее время в этом здании ─ сельпо.
Из семейного архива жителей Бородавкино: "Долго люди тосковали по божьему храму. Никто, даже самый богатый грешник, ни за какие сокровища не мог купить у господа Бога прощение. Церковь в селе была чистилищем души человеческой".
Так рассказывала мать Валентины Павловны. Эти слова она успела записать, как и воспоминания своих односельчан. Ее мечта ─ написать историю своего села, деревень, исчезнувших с карты родного края, и на месте сельской церкви установить поклонный крест в память о ней, о тех, кто служил, молился о прихожанах, о тех, кто искренне верил, в память о митрополите Филофее.
Алексей Григорьевич Кобринович в селе Бородавкино живет давно. Своих детей вырастил и семерых спас от сиротства. Младшему ─ 20 лет. Знает, что здесь церковь стояла. Нашел медные 3 копейки 1894 года, широкий подоконник, который рука не поднимается пустить на дрова.
"Без веры ничего не бывает, вера всем нужна. Сейчас говорят, у каждого ─ своя вера. Но Бог един, и все мы со временем придем к Богу. Цель жизни моей ─ делай добро, чем больше добра сделаешь, тем лучше", ─ говорит Алексей.
Получится ли установить поклонный крест в Бородавкино, сможет ли найти Валентина Павловна тех, кто поможет осилить благое, но трудное дело?
"Крест – это символ нашего спасения. Его ставят на памятном месте какого-то события", ─ пояснил Игорь Затолокин.
Валентина Павловна верит, Бог даст людей в помощь. Вера объединяет и спасает. Время такое, без нее нельзя.