Астероидная угроза Земле 8 ноября 2022, 17:32 8 ноября 2022, 18:32 8 ноября 2022, 19:32 8 ноября 2022, 20:32 8 ноября 2022, 21:32 8 ноября 2022, 22:32 8 ноября 2022, 23:32 9 ноября 2022, 00:32 9 ноября 2022, 01:32 9 ноября 2022, 02:32 9 ноября 2022, 03:32
  • Юлия Рудый

Опасный астероид спрятался от астрономов в солнечном свете

Обнаруженный учёными астероид-"убийца планет" однажды может врезаться в Землю. Объекты такого размера вполне могут вызвать массовое вымирание.

Нас часто пугают околоземными астероидами, однако ни одна из этих космических скал не подходила слишком близко к планете, чтобы вызвать на Земле настоящую панику.

Ситуация может измениться в любой момент, поэтому учёные тестируют миссии наподобие DART и постоянно следят за ночным небом.

Как выясняется, искать надо не только там, где удобно, но и там, где неудобно. Так был обнаружен астероид-"убийца планет", скрывавшийся от нас в солнечном свете. И, к сожалению, однажды этот гигантский космический камень может врезаться в Землю.

В настоящее время он пересекает орбиту Земли, в то время как наша планета обегает её по противоположной стороне от Солнца. Однако учёные говорят, что в течение тысяч лет астероид и Земля с каждым витком вокруг Солнца будут приближаться друг к другу, тем самым увеличивая вероятность катастрофы.

"Потенциально опасному" астероиду диаметром полтора километра дали кодовое название 2022 AP7. Он является одним из нескольких крупных космических объектов, недавно обнаруженных астрономами вблизи орбит Земли и Венеры.

Он был обнаружен вместе с двумя другими околоземными астероидами с помощью Межамериканской обсерватории Серро-Тололо в Чили.

"На данный момент мы обнаружили два крупных сближающихся с Землёй астероида диаметром около одного километра — размер, который мы называем "убийцами планет", — рассказал ведущий автор исследования Скотт Шеппард, астроном из Института науки Карнеги в США.

"Убийцами планет" учёные называют космические валуны, которые достаточно велики, чтобы вызвать глобальное массовое вымирание, если они врежутся в Землю.

Чтобы найти астероиды, астрономы направили телескоп на внутреннюю часть Солнечной системы. Яркий свет Солнца делает наблюдения невозможными большую часть дня, поэтому у исследователей было всего два 10-минутных окна сумерек каждую ночь, чтобы проводить наблюдения.

"На сегодняшний день обнаружено только около 25 астероидов с орбитами, полностью входящими в орбиту Земли, из-за сложности наблюдения вблизи солнечного сияния, — объясняет Шеппард. — Вероятно, нам осталось найти только несколько околоземных астероидов с аналогичными размерами. И эти большие не открытые астероиды, вероятно, имеют орбиты, которые большую часть времени удерживают их внутри орбит Земли и Венеры".

На сегодняшний день специалисты НАСА отслеживают местоположение и орбиты примерно 28 тысяч астероидов. Для этого используется "система последнего оповещения о столкновении с астероидами" (ATLAS), состоящая из четырёх телескопов, которые могут выполнять сканирование всего ночного неба каждые 24 часа.

Астрономы помечают любой космический объект, который находится в пределах 193 миллионов километров от Земли, как "околоземный объект" и классифицирует любое крупное тело, расположенное на расстоянии менее 7,5 миллиона километров от нашей планеты, как "потенциально опасное".

Отслеживать приходится постоянно, так как космос не неподвижная система тел.

С момента запуска проекта ATLAS в 2017 году его специалисты с помощью техники обнаружили более 700 околоземных астероидов и 66 комет.

Два из обнаруженных астероидов, 2019 MO и 2018 LA, в итоге попали в гравитационную ловушку Земли: первый взорвался в атмосфере у южного побережья Пуэрто-Рико, а второй совершил упал на границы Ботсваны и Южной Африки. К счастью, для нас всех эти астероиды были небольшими и не причинили никакого вреда.

Наблюдая за движением открытых астероидов, специалисты также просчитали траектории движения всех найденных ими объектов до конца этого столетия. Эти расчёты позволили выяснить, не будут ли эти космические глыбы представлять опасность для человечества в будущем.

Итого: Земля не столкнется с известными астероидами по крайней мере, в ближайшие 100 лет. Но это не означает, что мы можем расслабиться и перестать проверять ночное небо. Всё ещё существуют шансы слишком поздно обнаружить какой-либо достаточно крупный объект, который своим входом в атмосферу планеты породит серьёзные разрушения.

Например, в марте 2021 года над Вермонтом взорвался метеор размером всего-то с шар для боулинга. Но сила этого взрыва составила 200 килограммов в тротиловом эквиваленте. Взрыв метеора над Челябинском в 2013 году был эквивалентен взрыву мощностью 400-500 килотонн в тротиловом эквиваленте. Тогда были зафиксированы многочисленные разрушения зданий, также было ранено около полутора тысяч человек.

Космические агентства по всему миру уже работают над разработкой и испытанием разных способов отклонения астероидов.

Так, кроме миссии DART, Китай запустил 23 ракеты к астероиду Бенну, который будет находиться в опасной близости к Земле между 2175 и 2199 годами. Учёные Поднебесной надеются отвести космический камень от потенциально катастрофического столкновения с нашей планетой.

Статья авторов открытия вышла в издании The Astronomical Journal.

Ранее мы сообщали об открытии летящего к Земле астероида российскими учёными.

Больше важных и интересных новостей из мира науки вы найдёте в разделе "Наука" на медиаплатформе "Смотрим".