"Скульптор Шадр" – выставка к 135-летию советского монументалиста
"Скульптор Шадр". К 135-летию со дня рождения одного из главных советских монументалистов Новая Третьяковка открывает крупнейшую за последние 60 лет монографическую выставку. Помимо скульптуры, в экспозиции широко представлено и графическое наследие мастера. Валерия Кудрявцева – подробнее.
От знаменитой "Девушки с веслом" – скульптуры, название которой стало нарицательным для обозначения подобных гипсовых статуй, на этой выставке – только голова. Пожалуй, самой известной работы Шадра в этой экспозиции нет. Зато остальные для многих станут открытиями. Крестьяне, рабочие, революционеры, спортсмены и классики русской литературы. В юности один из рассказов Горького подвиг Шадра на путешествие по местам писателя в России. Но портреты "буревестника революции" он писал не с натуры. Горький не ответил Шадру на предложение сделать его скульптурный портрет. Главное, что объединяет все работы Шадра – особый, эмоциональный пластический язык, романтизм и желание приподнять человека над реальностью.
"Он придавал очень большое значение позе, жесту, что могло передать вот эту эмоциональную открытость, чтобы памятник мог повести за собой зрителя", – заметила главный научный сотрудник музея, куратор выставки Светлана Бедретдинова.
Для Шадра большая идея всегда была основой, ядром любого замысла. Многие из них так и остались на бумаге.
"Он мечтал ставить такие монументальные комплексы не только в городах, но и во льдах, в горах. И там есть очень интересный рисунок, в подписи указано, что это проект памятника Чкалову. И Чкалов колет какой-то лед удивительный", – пояснила ученый секретарь Третьяковской галереи Татьяна Юдкевич.
Настоящее имя Ивана Шадра – Иван Иванов. Решив, что фамилия слишком уж распространенная, Иван Дмитриевич взял себе псевдоним от названия родного города Шадринска, чтобы прославить Родину. В искусство он пришел практически пешком: путешествовал по России, дошел до Петербурга. Пел под шарманку на улице, не поступив в Академию художеств.
Позже учился во Франции и в Италии. И даже скульптура "Булыжник – оружие пролетариата" имеет итальянские корни.
"Шадр много раз приходил на виллу Боргезе, и одна из статуй, которая там хранится, это Давид Бернинни. И вот если вы будете рассматривать позу, как эмоции передает Шадр, окажется, что очень внимательно Шадр изучал эту скульптуру Бернинни", – заметила главный научный сотрудник музея, куратор выставки Светлана Бедретдинова.
На выставке представлена графика, эскизы Шадра, которые так и остались на бумаге. Большинство из них экспонируется впервые. Мастер даже близким и коллегам по цеху не любил показывать замыслы. Откликаясь на трагические события современности, Шадр создал эскизы монументальных сооружений, называя их в духе времени: "Памятник мировому страданию", "Памятник человечеству".
"Когда узнал о войне между Турцией и Италией за колонии, решил создать памятник, который по своей силе и идее был бы столь же грандиозен, как это страшное событие, повлекшее за собой множество человеческих жертв", – отметила хранитель первой категории отдела графики XX-XXI веков Третьяковской галереи, куратор выставки Елизавета Ефремова.
Скульптуры Надежды Аллилуевой и Екатерины Немирович-Данченко – еще одно увлечение Шадра. Возможно, дань тому времени, когда он, выходец из бедной семьи, мог учиться лишь у доступных уличных монументов.
Нынешняя экспозиция – крупнейшая монографическая выставка Шадра за последние 60 лет. Осмысление творчества художника на новом историческом витке – одна из ее задач.
Подписывайтесь на страницы телеканала "Россия-Культура" в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники.