Тревожные звоночки для Киева
"Тревожные звоночки" для Украины уже раздаются. На днях администрация Байдена отказалась поставлять ВСУ передовые беспилотники Grey Eagle – Вашингтон якобы опасается эскалации конфликта. Но еще больше американцы, по всей видимости, боятся неумелого использования дронов. И перехвата их российскими спецами.
Все меньше рвения помогать Незалежной и у европейцев. Недавно Еврокомиссия сообщила, что предложенный ею пакет поддержки для Украины на следующий год – это кредиты, а не безвозвратные гранты. Речь идет о 18 миллиардах евро. Возвращать их придется регулярными платежами по 1,5 миллиарда в месяц.
"Все вот эти громкие слова про коллективную ответственность, про взаимопомощь – это все обоснование многомиллиардных коммерческих схем, на которых очень хорошо зарабатывают лоббисты этих процессов", – комментирует ситуацию руководитель Бюро военно-политического анализа Александр Михайлов.
Однако к настоящему моменту Запад уже изрядно накачал киевский режим оружием. Если еще в начале года натовская техника составляла менее процента от всей имеющейся на вооружении ВСУ, то к концу лета ее доля превысила 30%. НАТО и союзники в основном отправляли украинцам старое вооружение образца 1970-1990-х годов, в том числе и советского производства. В последние месяцы в поставки были включены более современные виды оружия.
Но, например, те же комплексы ЗРК NASAMS и IRIS-T – это единичные поставки. И главное – они не вписываются в автоматизированную систему управления советского производства, которой сейчас оснащены силы воздушной обороны Украины. Поэтому западные зенитно-ракетные комплексы могут действовать только в режиме децентрализованного управления, проще говоря в автономном режиме. На то, чтобы перейти на военные рельсы НАТО, потребуются годы, колоссальные денежные вливания и радикальное обновление всего парка радиолокационных станций Незалежной.
Поэтому сейчас "глазами" систем ПВО Украины, по сути, стала авиация Североатлантического альянса. Речь идет о самолетах дальнего радиолокационного обнаружения типа АВАКС, а также о беспилотниках Global Hawk.
"Участие активное средств разведки и целеуказания самолетов НАТО, как беспилотных, так и пилотируемых, по сути, является прямым участием систем противовоздушной обороны блока НАТО в военных действиях против России. Бороться с этим можно только одним – системами радиоэлектронной борьбы, постановщиками помех, которые должны глушить непосредственно каналы приема информации вот на этих самолетах АВАКС, каналы передачи информации на самолетах Global Hawk и других самолетах-разведчиках", – отмечает директор музея войск ПВО Юрий Кнутов.
Аппараты-разведчики постоянно дежурят вдоль границ Украины, в частности в Прибалтике, Польше, в акватории Черного и Балтийского морей. Данные радаров слежения за последний месяц отчетливо показывают, насколько интенсивную деятельность развернула разведывательная авиация НАТО на Востоке Европы.
Передача информации, скорее всего, происходит в голосовом или ручном режиме, поскольку украинская ПВО не сопряжена напрямую с радиолокационной системой НАТО. Медленно, но верно армия Незалежной превращается в некое подобие технологического мутанта.
Один из примеров скрещивания советских и натовских технологий – установка на истребитель МиГ-29 американских ракет AGM-88 HARM. Для крепления ракеты на несущую часть пилона под крылом самолета пришлось разработать специальный адаптер. Однако сами западные инженеры признались, что так и не смогли добиться полной интеграции ракетного комплекса с советским МиГом. Ключевой проблемой стала невозможность разместить в кабине самолета оборудование для управления HARM. Это значит, что ни о каком точном наведении речи быть не может. Украинские летчики осуществляют стрельбу вслепую, выпуская ракеты с максимальной дальности. Засечь такие пуски несложно. Как результат, натовские ракеты показали плохую эффективность в зоне СВО: большая их часть была сбита российскими ПВО еще в воздухе.
Военные аналитики считают, что проблема кроется не только в "кривой" интеграции – сам ракетный комплекс сильно устарел. У ракет большая погрешность в зоне поражения. Поэтому даже те снаряды, которым удалось достичь земли, падали далеко от заданных целей.
Если республиканцы все-таки решат сократить поток оружия на Украину, киевскому режиму придется довольствоваться тем, что успели получить. И продолжать попытки скрестить ежа с ужом.