Холод и рецессия: прогноз на зиму для Бельгии и Франции
Выходить на протесты для французов уже почти как национальный спорт, но ситуация этой осенью действительно складывается для них непростая.
"Платить не можем, плохо: мы в плохой ситуации, людям уже не хватает на то, чтобы оплатить аренду, нет отопления, нам трудно", – говорит участник уличного митинга.
Инфляция официально считается одной из самый низких в Европе, чуть больше 6 процентов, но на деле те же продукты стали стоить ощутимо дороже. Зарплаты в некоторых секторах остались те же, в некоторых их подняли, но на чуть-чуть. В сравнении с огромными прибылями компаний это расценили как издевку, оттого и вышли на улицы.
Передо мной зарплатные выписки одного из машинистов: он получает 1329 евро, это МРОТ, при том что прибыль компании составила миллиард евро. И вот выписка его начальства: начальник получил премию в 327 тысяч евро. Чтобы машинисту заработать столько, ему надо 20 лет работать.
И все это на фоне больших проблем в сфере общественного транспорта. Много лет эта сфера оставалась недофинансированной, и теперь это рикошетом бьет по другим областям.
"Очень часто поезда приходят с опозданием, часто их отменяют, и все это отражается на школьной жизни, из-за того, что нет людей, из-за поломок, большое количество учителей не могут давать уроки и вынуждены отменять занятия", – говорит участник уличной акции протеста.
"На протяжении многих лет все меньше и меньше денег вкладывалось в общественный транспорт. Все эти профессии, так же, как и учитель, становились все менее привлекательны", – говорит протестующий преподаватель.
Какая уж тут учеба, когда приходится разъяренным родителям в Руане объяснять, почему температура в классе у детей 11 градусов.
"В школе, где учатся мои дети, 11 градусов, отопления до сих пор нет. Мэрия Руана, вы еще долго будете морозить наших детей? Поторопитесь, пожалуйста", – пишут родители в "Твиттере".
"Здравствуйте, такая же ситуация в школе моей дочери, сегодня утром 12,5 градуса с влажностью 85 процентов. Это позор, Руан. Вы создаете санитарный скандал, пытаясь заниматься жалкой экономией. Сколько у вас там в ваших офисах?" – негодуют интернет-пользователи.
Отопление выключили на время школьных каникул, прогревать помещения к приходу детей не стали – дорого, расходы на энергию и без того уже выросли на 8 миллионов евро. В Тулузе директор одного из лицеев показал новый счет за свет в пять раз выше прежнего – вместо 16 тысяч он должен теперь платить 72 тысячи евро в месяц. В год это съест весь бюджет учебного заведения. Платить он, как и другие в Тулузе, отказывается.
"У меня ничего не останется на педагогов, на материал, на школьные поездки. Это скандал. Почему электричество так растет? Это ведь не связано с проблемами производства", – возмутился бухгалтер лицея Эрик Фушу-Лапейрад.
С производством своей энергии во Франции тоже все пошло не так. В теории, страна могла бы быть своего рода Катаром в Евросоюзе по объемам экспорта электроэнергии. Потенциал огромный, но оказался развален в угоду зеленым. Шарль де Голль, при котором началось строительство первых трех АЭС, видел в них ключ к национальной независимости Франции в области энергетики. Все последние президенты, напротив, работали на то, чтобы полностью зависеть от капризов природы, и сейчас, несмотря на влитые миллиарды евро в строительство ветряков, они дают лишь два процента от того, что стране необходимо в январе. Оппозиция объявила о начале расследования.
"Мы постепенно разрушили весь промышленный сектор Франции, потому что мы разрешили людям, которые считают, что изобилие электричества — вещь ненужная, внедриться в самые высокие кабинеты принятия государственных решений. Комиссия по расследованию должна все это установить", – заявил депутат от партии "Республиканцы" Рафаэль Шелленбергер.
Комиссия, судя по настрою, намерена допросить двух бывших президентов – Франсуа Олланда и Николя Саркози, а заодно задать вопросы нынешнему лидеру Эммануэлю Макрону, который теперь тщетно подлизывается ко всем странам-обладателям ресурсов – будь то Алжир или Венесуэла,
все время говорит о солидарности, интересах Европы и о франко-немецкой дружбе, хотя именно под нажимом из Берлина отчасти и началось разрушение французского парка АЭС.
"Это очень неприятная атмосфера полного цинизма, когда мы видим, какую игру ведут немецкие зеленые во Франции, как они влияют на местных зеленых для дестабилизации французской экономики. Мы знаем историю этих зеленых – это спецслужбы Восточной Германии, которые составили костяк маленьких групп немецких леваков, начавших кампанию против использования ядерных технологий сначала военных, а потом и против мирного атома", – говорит специалист по экономическим войнам, директор вуза "Школа экономической войны" Кристиан Арбуло.
Франция впервые этой зимой должна будет не экспортировать, а закупать электроэнергию из той же Германии, которая, учитывая свои экономические параметры, может позволить себе взять 200 миллиардов евро в долг на спасение промышленности – то, чего Франции из-за высокого госдолга и дефицита бюджета сделать уже не позволят. Отсюда и предупреждения, что в случае пиковых нагрузок могут быть отключения света в стране, и вот такие рассказы выходящих на протест пенсионеров.
"Я уже раздобыл свечи, как и все люди в возрасте. Отопление я, к сожалению, еще не включал, у меня холодно, и не знаю, смогу ли его включить. Дорого", – говорит пожилой участник протестной акции.
На улице и врачи, и студенты, и учителя, и госслужащие. В Париже черный четверг – практически полностью встало метро, не ходил каждый третий автобус. По всей Франции проходят около двухсот таких манифестаций, но ограничиваться шествиями люди не намерены: со следующей недели работники общественного транспорта региона Иль-де-Франс обещают начать новую забастовку, на этот раз бессрочную.
Днем ранее бастовала Бельгия, аэропорт Шарлеруа просто закрыли, в Брюсселе отменили около 40 процентов вылетов, не работали магазины, врачи, часть предприятий. Жители требовали повышения зарплаты и снижения счетов за свет.
"Мы объявляем всеобщую забастовку, потому что люди больше не могут платить по счетам, и мы не можем мириться с теми, кто получает сверхприбыли. Акционеры зарабатывают много денег, а рабочие изо всех сил пытаются просто выжить в течение месяца", – заявила федеральный секретарь CGSP (профсоюз работников госсектора) Мюриэль Ди Мартилени.
Одна из местных благотворительных организаций, которая часто бесплатно раздает людям еду, фиксирует резкий наплыв нуждающихся, но в то же время и сама не справляется уже с космическими счетами за свет. Впервые за много лет вот в таких письмах у всех они просят финансовой помощи – и на себя, и на благотворительность.
"Мы проходим через беспрецедентный период: инфляция – около 10 процентов, значительное повышение стоимости отопления, топлива, продуктов питания. Некоторые должны делать выбор: греться или кушать. Бесчеловечная дилемма в преддверии зимы", – отмечают благотворители.
Из-за высоких цен на энергию закрываются булочные, предприятия, в основном все это бьет по малому и среднему бизнесу. Прогноз Еврокомиссии по Бельгии совпадает со всем ЕС – в конце года экономика войдет в рецессию.