"Кино – зеркало эпохи" – новая выставка в Доме русского зарубежья
"Кино – зеркало эпохи". Выставка в Доме русского зарубежья рассказывает о восприятии советских фильмов эмигрантами из России. О том, какие мысли и чувства возникали у них во время кинопросмотров, – Станислав Анисимов.
"Фильм производит чуть-чуть жалкое впечатление: простая иллюстрация к роману, спецэффекты не выдающиеся и не замечательные. А вот песня о "Веселом ветре" Дунаевского очень милая" – это отзыв на фильм "Дети Капитана Гранта" из французской газеты на русском языке "Последние новости". На выставке "Кино – зеркало эпохи" советская киноклассика с начала 20-х до 39-го года представлена в оптике русской эмиграции.
"У нас представлены не только плакаты, у нас есть аннотации оригинальные к этим фильмам, и самый главный экспонат – это отзывы, о которых я сейчас говорю, они разные, безусловно", – отметил куратор выставки Филипп Кудряшов.
В эмигрантской периодике – целые полосы были посвящены кино. Материал был собран и исследован киноведом Рашитом Янгировым, его двухтомный труд – научная основа выставки.
Впрочем, и к кинематографу в начале XX века относились по-разному. Об этом цитаты на стенах выставки: от Ленина до Шаляпина. А само пространство воспроизводит зарубежный кинотеатр 20-х, тогда кино еще только стремилось стать "десятой музой".
"Одним из отличий кинотеатров XX века являлись кресла, которые очень похожи на театральные, за эту деталь мы хотели уцепиться и так же показать ее в нашем пространстве", – заявила автор художественного решения выставки Софья Жукова.
"Лишь на экране – рой видений, встают мечтой озарены, и реют призраки и тени Далекой, милой старины", – с ностальгией замечал анонимный газетный автор. В фильме Федора Оцепа "Живой труп" русских эмигрантов больше всего впечатлила вот эта сцена чаепития: артисты советские, а манеры-то дореволюционные.
"Для людей, которые в конце 20-х годов были уже более 10 лет оторваны от России, это было таким горько-сладким-напоминанием, о том, что они потеряли. Они удивлялись, что кто-то в советском Союзе вообще это помнит", – заявила историк кино, научный консультант выставки Наталья Рябчикова.
"Путевка в жизнь". Первый в СССР художественный звуковой фильм был признан зрителями I Международного кинофестиваля в Венеции лентой с самой убедительной режиссурой. А русский эмигрант Иван Серебренников увидел, точнее услышал в нем что-то особенно близкое: "Речь можно было слушать явственно. Послушал, как поют русские соловьи и квакают русские лягушки".
Выставка "Кино-зеркало эпохи" не только открывает новые ракурсы истории советского кино за рубежом, но, прежде всего, рассказывает об отношении эмигрантов к культуре покинутой ими родины.
Подписывайтесь на страницы телеканала "Россия-Культура" в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники.