3D-технологии помогают тюменским реставратором спасать памятники архитектуры
В Тюмени реставрируют памятник деревянной архитектуры – дом Василия Привалова. В ходе работ специалисты используют цифровые технологии. О тонкостях 3D-моделирования при восстановлении наличников здания – Ирина Петрушина.
В этом доме жил и работал мастер деревянной резьбы Василий Привалов. Здание считалось одним из лучших образцов деревянного городского дома конца XIX – начала XX века. Сегодня же памятник архитектуры пережил уникальную реставрацию. В создании оконных обрамлений тюменским мастерам помогло 3D-сканирование.
"Сделали заново всё, но сделали по материалу, масса фотографий, хорошие обмеры. И это всё дало возможность ребятам применить скан. Но постольку это барочная резьба и свитки не позволяют технике прорисовать, прорезать элементы, многие элементы были сделаны вручную", – пояснил архитектор, реставратор высшей категории Григорий Дубонос.
Использование 3D-моделирования не означает, что наличники теперь из пластмассы, как считают многие. Они по-прежнему из дерева. Процесс создания можно отследить на примере одного небольшого фрагмента. Меньше 10 минут уходит на сканирование и обработку данных об этой детали. Затем мастер примерно три часа дорабатывает модель на компьютере. Деревянную заготовку устанавливает на станок с ЧПУ. На черновую обработку требуется час, и еще 40 минут длится доработка тонкой фрезой станка. А после мастер примерно два часа работает привычными инструментами и в финале красит и собирает в единую композицию.
"У нас очень много зданий разрушается, ветшает – дерево есть дерево. А мы как раз можем всё это заморозить в таком виртуальном мире, и это всё сохранить, хотя бы виртуально. Потом при необходимости можно всё воссоздать, сделать новые образцы. По крайней мере, это не будет утрачено безвозвратно", – рассказал директор студии 3D-технологий Владислав Кудин.
Сегодня цифровые технологии не заменяют мастера, а делают его работу более комфортной. Чтобы создать 12 верхних наличников с резными элементами и столько же нижних на улице Кирова, 10, потребовалось девять месяцев.