В столице открылся центр "Зотов"
Новое пространство в Москве. Центр "Зотов" целиком посвящен конструктивизму. Заводские помещения бывшего Хлебозавода № 5 отреставрировали и приспособили под современные музейные проекты. Первый – "1922. Конструктивизм. Начало". Репортаж – Анны Аппалоновой.
От этой выставки не нужно ожидать того, что обычно привыкли ждать от художественных выставок, и об этом кураторы предупредили до открытия. Конечно, здесь есть и живопись, и графика, и скульптуры, но все это представлено в таком объеме, что посетителю придется потрудиться. И чтобы всё охватить, и чтобы проанализировать.
В огромном зале, среди огромного количества работ можно заблудиться, и сделано это умышленно, чтобы зритель прошел тем же путем, что и художники начала XX века. Это путь поиска идей, поиска решений и поиска искусства будущего.
Здесь Эль Лисицкий и Казимир Малевич создают занавес, но совсем не театральный, он создан для юбилейного заседания исполнительного бюро фабрично-заводских комитетов предприятий по борьбе с безработицей. Ведь такие важные вопросы лучше решать конструктивно.
"Художник – это не создатель просто прекрасных вещей, это человек, который пытается изменить восприятие и отношение наше с миром и к миру, и конструктивизм в этом смысле был очень настойчив, потому что речь шла именно о конструировании этого отношения", – заметил куратор выставки Константин Дудаков-Кашуро.
Художники хотели наделить искусство ролью борца в построении нового социального порядка, чтобы все было точно, функционально и немного футуристично, как эти костюмы к спектаклю "Победа над солнцем", и если в этом наряде себя еще можно представить, то как надеть, к примеру, это – надо спросить у того же Лисицкого. А вот как звучала опера "Победа над солнцем", можно не только представить, но и услышать.
Конструктивизм на этой выставке представлен во всех проявлениях, начиная с беспредметности в живописи, вот он процесс рождения, зафиксированный на эскизах Малевича, которые очень редко экспонируются. Это процесс рождения "Черного квадрата", причем с комментариями автора. А вот и сам "Черный квадрат, но не Малевича, а самого преданного его ученика – Николая Суетина. Конструктивизм на этой выставке – не только в экспонатах, но и в самой форме, в подаче.
"Сразу была придумана такая специальная модель стенда, которая полностью разборная, мы можем соединять их любом порядке. И полупрозрачный стенд дает такую уникальную возможность продемонстрировать тыльную сторону произведений, что нечасто можно видеть в других музеях", – заметила архитектор Анна Гарновская.
Это проявление конструктивизма в современном мире, а это – 100 лет назад: сцена, которая несмотря на свою сложность, выдерживала многое, сценическая установка к спектаклю "Великодушный рогоносец", первые опыты видеомонтажа, режиссеры тогда считали себя не художниками, а инженерами, конструирующими реальность. Конструктивизм сошел с холста и вошел в жизнь. Когда это случилось? Исследуют на выставке.
"Мы заявляем, что "1922. Конструктивизм. Начало", но на самом деле, естественно, среди специалистов могут быть значительные споры на тему того, когда что началось или закончилось. Как утверждают наши кураторы, что именно в этот момент конструктивизм вышел в практическое поле", – пояснила директор центра "Зотов" Дарья Филиппова.
Здесь более 300 работ. Эпоха конструктивизма была яркой, когда искали себя, искали новые формы, тем самым верша революцию. И вот ее пламя – в бронзе Веры Мухиной.
Подписывайтесь на страницы телеканала "Россия-Культура" в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники.