Бои за Донбасс: самое последнее от наших военкоров
На этой неделе из украинского плена в результате нескольких обменов вернулись 94 российских военнослужащих. Всем освобожденным оказывают необходимую медицинскую и психологическую помощь. Самолетами военно-транспортной авиации их доставляют в Москву, где предстоят лечение и реабилитация в медицинских учреждениях Минобороны.
Ночные кадры из Новой Каховки. Украинская артиллерия круглосуточно буквально стирает жилые кварталы мирного города.
"Только за последние дни в Новой Каховке погибли шесть человек. Десятки были ранены. В ход против гражданского населения города украинские боевики пускают любые виды вооружений", – заявил Владимир Леонтьев, глава администрации Новой Каховки.
Киев будто решил в максимально короткие сроки уничтожить город – бьет по больницам, поликлиникам, предприятиям, которые обеспечивают нормальную жизнь в Новой Каховке.
"Удары артиллерии ВСУ настолько мощные, что пожары не удается потушить по несколько дней", – сказал работник местного коммунального предприятия.
Несмотря на круглосуточные удары Киева по Новой Каховке, в город возвращаются люди. Врачи скорой помощи, спасатели, коммунальщики... Они понимают: без них мирному населению не справиться.
Несмотря на постоянные боевые действия в Приднепровье, процесс обучения военнослужащих, которые недавно пополнили ряды Вооруженных сил, не останавливается. Постоянно проводится боевое слаживание – они учатся работать в команде, в составе своих подразделений. Профессионалы военного дела хорошо отзываются о подготовке вновь прибывших.
В подразделениях Воздушно-десантных войск неизменно присутствуют и духовные наставники, которые оказывают неоценимую поддержку вновь прибывшим.
На одном из полигонов наша съемочная группа встречает уже ставшего знаменитым енота из Херсона. Маленького зверька наши десантники, взяли с собой, выезжая из города.
Военнослужащие здесь, и те, кто уже многие годы на контракте, и те кто только полнил ряды Вооруженных сил, понимают, насколько важная задача сейчас возложена на их плечи. Понимают в том числе и благодаря поддержке со всей страны.
* * *
Харьковское направление. Едем в село Веселое. Едем без приглашения и без предупреждения, потому что там связи нет – позвонить некому. Ехать будем долго – дороги здесь "смыло" временем. Путь к общежитию сельхозтехникума, где разместились беженцы, в Веселом укажет любой. 200 человек из разных городов и сел, до недавнего времени не знавшие друг друга, теперь вместе делят хлеб и кров.
Северодонецк, Лисичанск, Рубежное... Но география вынужденных переселенцев не только города ЛНР. В Россию бегут украинцы. Харьковчане, жители Купянска и Кисловки отправились не в Киев – в Луганск.
"Украинская армия, если бы думала о народе, не уничтожала бы нас. Они нас просто уничтожали", – говорит Елена Крамаровская.
У Елены восемь сыновей и дочка – самая младшая. Большую семью поселили в актовом зале. Жаль, что проектор не работает. С учебниками для школьников помогли волонтеры. Не уезжала до последнего. Но угрожать расправой начали из Киева. "Арестович говорит по телевизору, что вы коллаборанты, вас надо, если вы доживете, расстрелять. Мы предатели. У меня восемь сыновей и дочка, шесть несовершеннолетних детей. Мне надо было сидеть и ждать, когда меня кто-то придет и расстреляет?! За что?" – сказала Елена.
Дома Валентины больше нет. Равно как и мужа, и других родных. Лишиться всего и сразу. Даже не приходится просить этих людей рассказать о том, что они пережили. Рассказывают сами – нужно выговориться.
Валентина уезжала в спешке, даже не успела никому сообщить. В родном селе Подолы осталась сестра. Последний раз они виделись 1 сентября. Дальше связь обрывается. У Валентины нет местной сим-карты, позвонить никому не может.
Отсутствие связи – олицетворение общей ситуации в этом пункте временного размещения. В республике действительно помогают вынужденным переселенцам, первая волна которых состояла из тех, кто бежал от боевых действий. Вторая, текущая, – из тех, кто бежит от их последствий. В подвалах Северодонецка и Лисичанска, где до последнего оставались люди, не хотевшие покидать свои разбитые дома, стало холодно. Зима выгоняет на улицу. Беженцев размещают в здравницах и пансионатах, кормят и оформляют им документы. Но вот, видимо, так географически сложилось, что в Веселом в силу удаленности от центра все не совсем весело. Медпункт есть, медика нет. Этот график не соответствует действительности. Постояльцы говорят, что фельдшер приезжает, но вот объявление гласит: в Старобельске на медосмотре. Вероятно, это означает, что сегодня не ждите.
А медпомощь здесь нужна всем. И не только давление измерить. У Инны серьезная онкология. Обращалась в местные больницы – где-то нет врачей, где-то – медикаментов, плюс большая проблема – ее украинский паспорт с харьковской пропиской. Пока пытается найти помощь, болезнь прогрессирует. На плечах больной Инны сын-подросток и престарелая мать. Пытается поддерживать их обоих, но они не меньше переживают за нее.
В пустых коридорах – движение. Это волонтеры привезли обед. Суп, гуляш, пюре. Горячая сытная еда, так необходимая для подъема сил. В этих тусклых коридорах за плотно закрытыми дверями каждый бережет свое личное пространство, да и с соседями все уже обсудили давно – все же есть жизнь без боли и тягостных воспоминаний.
Археолог Александр Пушка полностью поглощен своим научным трудом. В военное время в лесу среди мин и неразорвавшихся снарядов он продолжает свои раскопки. Самые ценные находки держит под подушкой.
Единственное желание этих людей – вернуться домой. Они знают: обратный путь не будет легче уже пройденного. В их случае главное – он обязательно будет.
