Премьера "Щелкунчика" в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко
Театральная публика XIX века, не в пример нынешней, была исключительно придирчивой и не сказать что разборчивой. В России, в Италии, Франции, Германии. Сколько спектаклей, позже признанных шедеврами, было освистано при их первом появлении. После премьеры в Мариинском театре балета "Щелкунчик" отовсюду неслось: "Скучнейшее и нелепое представление… Годится разве что для балагана".
Чайковский писал брату: четвертые сутки вся петербургская пресса занимается руготней моих последних детищ (он имел в виду "Щелкунчика" и оперу "Иоланта"). Но я к этому вполне равнодушен, ибо не впервой, и я знаю, что в конце концов возьму свое. И взял, и успех со временем вырос до грандиозного. Успех такого масштаба, что расхватали его десятки и сотни мастеров поскромнее Чайковского и до сих пор питаются той славой, которую вырастили композитор Чайковский и хореографы Иванов и Петипа. "Щелкунчиков" по всему миру не счесть, постоянно рождаются новые версии. Вот очередная – в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко.
Угадать, что это костюмы к французскому танцу из "Щелкунчика", невозможно: пастушков в нем заменят на цыплят, небо в сказочной стране засияет живыми звездами, хореография Юрия Посохова будет новой. Неизменным останется главное – музыка Чайковского и любимые персонажи. Маска, в которой Щелкунчик выходит на сцену, когда появляются мыши, полностью повторяет куклу, подаренную Мари Дроссельмейером. И ее, и маску изготовил бутафорский цех театра. Внутри спрятан каркас от строительной каски, чтобы во время выступления артиста конструкция не слетела. А видит танцовщик через эту металлическую решетку.
Важнейший атрибут спектакля – книга сказок. Дроссельмейер переворачивает ее страницы, и приключения начинаются. По сравнению с предыдущими постановками в этой, кажется, меньше статики, больше балетных кружев, делится исполнительница партии Мари с журналистами. Она вспоминает, как в первые годы работы выходила на сцену как один из "детей на елке", и часто в этот момент артисты шутили со зрителями.
"Делали смешной грим, делали толстых мальчиков, я еще всегда была мальчиком, куда-нибудь подкладывали вещи с такой попой, например, или все танцуют, а ты сидишь с кем-нибудь и ешь булку в углу", – призналась прима-балерина Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Оксана Кардаш.
В этой постановке в сцене "Дети на елке" задействованы ученики Московской государственной академии хореографии. Им 12-13 лет, но юные артисты уже имеют свой рецепт избавления от волнения. "Собраться с мыслями, повторить все, и быть уверенным в себе. И если что-то не получится, то просто обыграть, потому что зрители на самом деле не знают, что происходит в спектакле", – говорит учащийся Московской государственной академии хореографии Арсений Цурко.
Дирижер-постановщик спектакля Иван Никифорчин, а худрук балета Максим Севагин на этот раз выступил как артист. Его Дроссельмейер режиссирует всем происходящим на сцене, и в какой-то момент зрителям кажется, что и мышиного короля к Мари подослал крестный. Ничего удивительно, парирует танцовщик. "Щелкунчик" ярко отражает эпоху романтизма, где самое главное – путь лирического героя. А без преодоления героем страхов, будь то мыши или что-то еще, трансформации не произойдет.
"Была маленькая Маша, она стала большой, и мы можем наблюдать, какая с ней произошла трансформация – внутренняя, эмоциональная, как маленькая девочка повзрослела, как она влюбилась, и почему она вообще выросла", – рассказал худрук балетной труппы Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Максим Севагин.
"На мой взгляд, мы посмотрели на балет Петра Чайковского "Щелкунчик", который всеми так горячо любим и известен, но с другой стороны – более осмысленной, более драматической", – отметил дирижер-постановщик спектакля Иван Никифорчин.
Еще одно важное отличие от классической постановки: в этой герои попадают не в сладкое королевство, а к звездам. Наблюдать за их путешествием вокруг света можно будет еще в декабре и в январе.