Страны Латинской Америки не захотели видеть и слышать Зеленского
Как южноамериканцы подходят к новой встрече в верхах, субботний репортаж студии "Авторская программа Сергея Брилёва".
Асуньсон – столица Парагвая. Многие путают эту страну с Уругваем. На самое деле, это очень разные республики. Но сегодня союз, в который они входят, добавляет очень важную нотку в дела всего мира.
Здесь, у кафедрального собора парагвайской столицы, объясним еще одну вещь. "Асунсьон" в переводе с испанского – это "Успение Богородицы". У этого города есть еще одно неформальное название: "Мать городов", но, естественно, южноамериканских.
Название "Мать городов" дали ему еще конкистадоры, которые именно отсюда шли уже и в самые глубины континента. Но сегодня нас интересует то, что именно здесь, в Асунсьоне, в 1991 году был основан MERCOSUR (Меркосур). А в этом году на саммите и этого блока хотел выступить Зеленский, когда председательствовал в блоке тот самый Парагвай. И что же заявил его МИД?
"В MERCOSUR решение принимаются консенсусом. По этому вопросу всеобщего согласия нет", – подчеркнул в ответ на запрос замминистра иностранных дел Парагвая Рауль Кано.
А это уже Уругвай, Монтевидео: штаб-квартира MERCOSUR, где воспользовались тем, что здесь, в отличие от ООН, голосования проходят не публично. Даже в канун нынешнего саммита тут так и не раскрыли, кто же заблокировал Зеленского. Но ведь интересно: кто?
Помимо Парагвая полноценными членами MERCOSUR являются Уругвай, а также гиганты – Аргентина с Бразилией. А это уже по-настоящему серьезно: все-таки без малого десятая часть "Большой двадцатки".
В знаковом для всего MERCOSUR городке Чуи, где дома по левой стороне улицы – в Бразилии, а по правой – в Уругвае. Как раз в день нашего приезда здесь открыли первый здесь светофор. Поначалу он привнес больше нервозности. Бразильские и уругвайские регулировщики трогательно собрались в кучку: высчитывали, кому и когда его переключать, чтобы никто не ворчал. И чьи же возражения в итоге оказались решающими?
Уходящий президент Бразилии Жаир Болсонару по украинскому вопросу принял нейтралитет, но и MERCOSUR не очень-то жаловал: в прошлом саммите даже не принял участие. Но теперь его сменяет Луис Инасиу Лула да Силва.
Лула первым из признанных лидеров глобального Юга в памятном интервью журналу Time прямо спросил: зачем Зеленский все выступает и выступает на разных саммитах, а не ведет переговоры с Россией? Но Лула пока лишь только избранный президент.
А вот вполне себе действующий президент Аргентины Альберто Фернандес на предыдущем саммите MERCOSUR про Россию и Украину говорил лишь всуе, а главное, что выделил, – это прогноз ООН о том, что с голодом на планете вот-вот столкнутся 300 миллионов человек.
"И где же эти 300 миллионов жителей нашей планеты? Они в южном полушарии, в нашем полушарии!" – сам задал вопрос и сам на него ответил президент аргентинской республики Альберто Фернандес.
Беснующиеся болельщики в аргентинских майках, дома с флагами Аргентины, крики "Аргентина". Сейчас, когда у сборной Аргентины по футболу все, вроде бы, наладилось, в восторге взорвался... Бангладеш. Почему там так истово болеют за далекую Аргентину?
Рукотворный голод, в котором погибли от двух до почти четырех миллионов человек: голод, как считают большинство историков, спровоцированный властями Британской Индии. Это то, о чем помнят в Бангладеш. Но при чем тут Аргентина?
Непосредственно в Аргентине заходим на линию "А" метро (здесь говорят subte – "субтэ") Буэнос-Айреса. Посмотрим, как работает метро Буэнос-Айреса. Наверное, входить через турникеты надо как у нас.
Сейчас очень интересная штука – поезд-то подходит вроде, как в России, но, обратите внимание, по левой стороне: англичане строили метро!
А потом в 1986 году был Диего Марадона и, как он сам сказал, "рука Бога": когда он, десятый номер Аргентины, забил тем самым англичанам гол-месть за поражение в войне с британцами. Вот почему 10-й номер Аргентины так популярен в Бангладеш. И вот, почему в Аргентине слушают не только США и Европу, но и другой мир.
Когда MERCOSUR отказал в выступлении Зеленскому, то больше всего любопытных комментариев собрал видеоканал газеты El Tempo ("Эль Тьемпо"). Были те, кто расстроился. Но в основном комментарии были такие: "Браво, MERCOSUR", "В Латинской Америке нам не нужна клоунада", "Привет из Мексики моим кровным братьям! Спасибо, что вы суверенны и не лижете Евросоюзу и США".
Скептики на это могут вспомнить голосования в ООН: в отличие от гигантов, от Аргентины и Бразилии, малые страны MERCOSUR, Уругвай и Парагвай, вообще по всем антироссийским резолюциям голосуют с большинством.
Но есть и параллельный зачет. Обозначим его у старинного особнячка в Асунсьоне, где была провозглашена независимость Парагвая.
В нынешних условиях независимый Парагвай предпочел поступить так: он голосовал с большинством по всем антироссийским резолюциям Генассамблеи ООН. Он даже затянул с отправкой в Москву нового посла. Но он не присоединился ни к каким санкциям, и понятно почему.
Что еще о потенциальном выступлении Зеленского на саммите MERCOSUR написали в комментариях на канале газеты El Tempo?
"Пусть он не приходит сюда со своей войной, пусть воюет на деньги Европы, а не на наши!"
Но вернемся в Уругвай, где расположена штаб-квартира MERCOSUR, где пройдет 5 декабря саммит, но где есть и другая архитектура. Это когда-то самый высокий небоскреб в Южной Америке Palacio Salvo ("Паласио Сальво") и старый президентский дворец в Монтевидео, где то, о чем мы говорим, приобретает дополнительное значение.
А именно: власти отдельно взятого Уругвая решили возвести свой новый небоскреб в делах международной торговли. Желание Монтевидео заключить сепаратное от остального MERCOSUR соглашения о свободной торговле с КНР еще на дистанционном саммите MERCOSUR в пандемию вызвало открытую перепалку.
"Конечно, у MERCOSUR есть вес в мировом концерте. Но он не может быть обузой, балластом. Мы не готовы к тому, чтобы он был эдаким корсетом, в котором мы не сможем двигаться", – заявил 26 марта 2021 года президент Восточной Республики Уругвай Луис Лакажже Поу.
Итак, теперь страны этого блока так бурно обсуждают противоречия в отношениях друг друга не с Европой, не с Америкой, а с Китаем. Пока суть да дело, Китай стал их главным торговым партнером. В канун саммита MERCOSUR и России есть в чем сориентироваться по-новому.