Музей-заповедник "Коломенское" представляет вторую выставку из цикла, посвящённого церковным праздникам
Музей-заповедник "Коломенское" представляет вторую выставку из цикла, посвящённого церковным праздникам. Экспозицию "Введение во храм Пресвятой Богородицы" увидела Мария Трофимова.
О введении Богородицы во храм известно из церковного Предания. Один из самых больших праздников в православии. В этот день верующие вспоминают, как Иоаким и Анна отдали своего единственного и долгожданного ребенка – трехлетнюю Марию – в Иерусалимский храм. Так родители исполнили обет, данный перед рождением девочки — посвятить свое дитя Богу. На выставке — более сорока произведений русского церковного искусства конца XV-начала XX веков. Жемчужины коллекции музея-заповедника "Коломенское". Отличаются по стилю, времени и центрам создания. Эта икона из церкви Святителя Николая Мирликийского в Щепах выполнена мастерами оружейной палаты Московского Кремля.
"Этот стиль появился в русской иконописи во второй половине – в конце XVII столетия, и его можно даже смело охарактеризовать, как русское Возрождение иконописное, потому что в это время начинают активно использоваться западно-европейские гравюры в написании икон, чего не было раньше", – отметил художник-реставратор музея-заповедника "Коломенское" Дмитрий Фролов.
Богородичные иконы христоцентричны по определению. Земная жизнь Девы Марии и Христа взаимосвязаны и неотделимы. Поэтому создатели выставки не ограничивались лишь одним праздником. В экспозиции отдельные образы – от Благовещения и Рождества Христова до распятия и Вознесения. Еще одна тема – многочисленные образы Богоматери. Их почитание. Самые знаковые: Богоматерь Казанская, Тихвинская. С "Коломенским" связана история иконы Богоматери Державной. Она изображена сидящей на престоле, Царица небесная и земная. Это один из первых списков чудотворной иконы, которая была обретена в подклете церкви Вознесения после отречения от престола императора Николая Второго.
"Иконографическая традиция, с одной стороны, уходит корнями к Византии, с другой стороны, было очень много особых типов уже на Руси прославлено, почитаемо. Разные виды церковного искусства из наших фондов мы объединили вокруг вот этой темы введения во храм, чтобы полноценно представить не только историю иконографии праздника, но и еще раз поговорить о жизни Богородицы, о её месте в истории христианства", – отметила куратор проекта, искусствовед Вера Мужева.
Название цикла выставок "Лето Господне. Праздники" позаимствовали из романа русского писателя Ивана Шмелёва. Автор, в свою очередь, выбрал это словосочетание из главы книги пророка Исайи – для автобиографичной истории, где описывается уклад жизни русского человека в соответствии с церковным богослужебным годом.
Подписывайтесь на страницы телеканала "Россия-Культура" в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники.