"Кто боится Вирджинии Вулф?" – пьеса Эдварда Олби в Театре Наций
О тех, кто боится реальности, и о том, где проходят границы дозволенного. "Кто боится Вирджинии Вулф?" – новый спектакль в афише Театра Наций. Режиссер постановки Данил Чащин придал знаменитой психологической драме Эдварда Олби элементы черной комедии. Яна Музыка продолжит.
Технические специалисты тестируют маневренность велосипеда. Детский трехколесник – важный образ в этом спектакле. Транспортное средство оснастили дистанционным управлением, а сама машина – старинная, раритет. Атмосфера буржуазного благополучия. Америка середины ХХ века. В костюмах используются винтажные аксессуары, а на сцене есть раритетные предметы. Например, этот кофейный сервиз – антиквариат 60-х годов.
Обаятельная эстетика американской мечты резко контрастирует с теми жесткими словами, которые в такой обстановке произносятся. Худрук Театра Наций Евгений Миронов многие ответы нашел в истории этой пьесы. "Она совершила практически революцию. В буржуазной Америке, где было табу рассказ о каких-то проблемах в семейной жизни. Образцовая американская семья, и вдруг такая пьеса, где все скелеты из шкафа вынимаются на протяжении двух с половиной часов. Причем очень мощно, откровенно", – рассказал художественный руководитель Театра Наций, народный артист России Евгений Миронов.
Поэтому текст адаптировали, прежние переводы намеренно спрямляли углы, а Олби на самом деле не стеснялся в выражениях. "Когда Олби написал эту пьесу, в свое время ему даже дали Пулитцеровскую премию, но не дали, потому что в сцене звучит обсценная лексика, которая была очень экстремальной к тому времени, и откровенные сцены. То сеть в то время ему премию не дали, потому что он опередил время, и люди к этому были не готовы", – пояснил режиссер Данил Чащин.
Пьеса оказалась очень сложной. Данил Чащин выверяет каждый поворот тела. Спектакль про отношения – работает язык поз и жестов. Мирок маленькой семьи, который переполнен страстями и фантазиями. Супруги ведут психологические бои, старясь ударить друг друга побольнее. В главной женской роли – Агриппина Стеклова. Шутит: тот, кто поймет Марту, наверное, сойдет с ума. "Она адски сложная, она невыносимая, несносная, противоречивая, взрывная, она чудовище. Но она очень нежная, искренняя и несчастное существо", – поделилась заслуженная артистка России Агриппина Стеклова.
Режиссер уточняет: важнейшая тема этого спектакля – границы дозволенного. Где в отношениях та красная линия, которую переступать нельзя? "Говорим локально про мир отдельной семьи, но вообще мы говорим глобально про мир вообще. Про взаимоотношения людей. Про то, что мы очень нетерпимы, что мы очень небрежны по отношению друг к другу, что мы где-то не можем остановиться", – добавил Данил Чащин.
Создатели спектакля не боятся, что это будет слишком жестко. Считают, когда со стороны смотришь на чужой ужас, это может помочь успокоиться на навести порядок у себя.