По ком плачет "Дождь"
Новость о том, что в Латвии запрещают "Дождь" для интересующихся прозвучала, как гром среди ясного неба.
Канал, признанный в России иноагентом, вещание которого в феврале было приостановлено Генпрокуратурой за призывы к экстремизму и массовым нарушениям общественного порядка, летом переехал в Ригу. Оттуда – как, видимо, было уверено руководство – канал должен был долго и успешно вещать. Тем более, что о нейтральности речь не шла – редакция "Дождя" всюду подчеркивала свою проевропейскую и проукраинскую позицию. Но властям Латвии этого показалось мало.
В связи с угрозой национальной безопасности и общественному порядку, сегодня утром Национальный совет по электронным СМИ Латвии принял решение отменить разрешение на трансляцию телеканала "Дождь".
Поводом для закрытия СМИ в Латвии – называющей себя европейской страной – послужило одно высказывание ведущего "Дождя". Алексей Коростелев призвал зрителей присылать истории о возможных нарушениях при мобилизации, пообещав в обмен широкую огласку.
"Мы надеемся, что многим военнослужащим, в том числе, мы смогли помочь, например, с оснащением и просто с элементарными удобствами на фронте", – заявил в эфире Алексей Коростелев.
Фразу в Латвии тут же расценили, как попытку помочь российской армии, чего делать – как потом уверял ведущий – он категорически не собирался. Но административное дело против канала все равно завели. В попытке спастись руководство канала в тот же день избавилось от, как принято говорить на Западе, "токсичного сотрудника", несмотря на то, что Коростелев проработал на канале долгие годы.
"Произнес фразу о помощи российским военнослужащим. Фраза это ошибочная и категорически неприемлемая! Телеканал "Дождь" не занимался, и не будет заниматься этим никогда! Мы приняли решение прекратить сотрудничество с Алексеем Коростелевым с сегодняшнего дня", – сразу открестилась от коллеги Екатерина Котрикадзе, руководитель информационной службы канала.
Но после такого возмутился уже собственный коллектив – несколько сотрудников "Дождя" в знак протеста решили уволиться. Ну, а латвийские власти словами раскаяния от руководства "Дождя" и мгновенным увольнением провинившегося журналиста не впечатлились.
"Рисками, безусловно, являются: проявление поддержки армии оккупантов, вещание недостоверной информации, создание впечатления, что Российская армия может каким-то образом входить в состав латвийских военных сил, используя формулировку "наша армия", – заявил Ивар Аболыньш, глава Национального совета по электронным СМИ.
Оказалось, что список претензий к каналу и без того внушительный – то показали запретную для любого латыша карту, где Крым российский, то на местный язык репортажи не перевели.
Министр обороны Латвии негодовал: "Я считаю, что "Дождь" должен переехать в Россию, сотрудникам телеканала необходимо аннулировать разрешение на проживание. Чаша нашего терпения переполнена".
И вот – отзыв лицензии.
"Это воспринимается как фарс. Я читал в книжках, что на Западе существует состязательность сторон, читал, что обвиняемая сторона имеет право привести свои аргументы. Была ли такая возможность у "Дождя"? Нет – ее не было. На 30-минутное заседание совета по электронным медиа представителей "Дождя" не пригласили", – негодует Тихон Дзядко, главред канала.
Московские коллеги журналистов обратились за комментарием в Кремль. "Всё время многим, ну не многим, вернее, кому-то кажется, что где-то лучше, чем дома. И всё время кому-то кажется, что где-то свобода, а дома – несвобода. Вот это один из ярких примеров, которые демонстрируют ошибочность таких иллюзий", – ответил Дмитрий Песков.
А официальный представитель МИДа Мария Захарова опубликовала быстро набравший популярность интернет-мем – в якобы тоталитарной России, о которой любит рассуждать, в том числе и "Дождь", канал вещал 12 лет, а в будто бы свободной Европе – четыре с половиной месяца. Захарова также напомнила, как в Госдепе и Белом доме беспокоились, когда "Дождь" прекратил работать в России, какие только обвинения тогда не сыпались.
"Ничего не нужно заново придумывать, просто пусть вместо слова "Россия" вставят в свои же недавние заявления слово "Латвия". Дарю. Бесплатно. Пользуйтесь в Госдепе на здоровье", – язвительно порекомендовала Захарова.
Кстати, в Госдепе и в Белом доме у канала могут найтись высокопоставленные покровители – в эфире с отдельными большими интервью появлялась и заместитель госсекретаря Виктория Нуланд, и даже советник по нацбезопасности Салливан. А вот на поддержку внутри оппозиционного лагеря, раздираемого противоречиями, рассчитывать не стоит. Многие, включая признанного инагентом журналиста Невзорова, эмигрировавшего в Киев, только порадовались злоключениям "Дождя".
"Ну, вот и всё. "Дождь" кончился. Спалился на абсолютной фигне. Это горько признавать, но канал оказался оборотнем", – с радостью пнул вчерашних товарищей Невзоров.
Гендиректор канала – тоже иноагент Наталья Синдеева – пребывает в смятении. После того как Латвия все равно отключила "Дождь", Синдеева признала, что жестоко ошиблась, уволив своего журналиста. Записала и выложила покаянное видео со слезами.
Теперь Синдеева просит уволившихся журналистов вернуться. В редакции строят планы перебраться куда-нибудь в другую страну – но все медиапространство ЕС теперь может оказаться для них закрытым. На то чтобы прекратить вещание латвийские власти дали "Дождю" два дня.