28 декабря 2022, 12:05 28 декабря 2022, 13:05 28 декабря 2022, 14:05 28 декабря 2022, 15:05 28 декабря 2022, 16:05 28 декабря 2022, 17:05 28 декабря 2022, 18:05 28 декабря 2022, 19:05 28 декабря 2022, 20:05 28 декабря 2022, 21:05 28 декабря 2022, 22:05

4 января 2023: The Soft Machine: "Мягкая машина", но без нарезок и коллажей

Аудио-индустрия явно оживилась: надо же как-то компенсировать отсутствие и "живых" концертов и гастролей и даже студийных записей на публике. Но одно дело, скажем, первооткрыватель фри-джаза в Европе Петер Бретцман, у которого и так всего много: в 2019 году вышло 3 альбома, в 2020 – уже шесть! Другое дело – музыканты, которые решаются, банально говоря, предстать какой-то иной гранью.

Как, скажем, гитаристка и композитор Мэри Халворсон. В конце 2019 года она записала альбом (работа над которым продолжалась уже во время карантина), продолживший ее поразительный опыт 2018 года – вокальный цикл на ее собственные слова. Точнее – стихи, как автора песен, ну не песен – вокальной музыки.

И даже те, от кого в общем ничего особенного не ждали, тоже о себе напоминают. Я имею в виду легендарную британскую группу the Soft Machine ("Мягкая машина"). Это британская группа, которая во второй половине 1960-х, можно сказать, превратила рок-музыку из поп-песен/массовой культуры в Музыку с большой буквы. Хотя в 1967 году к этому стремились чуть ли не все – от "Битлз" с их "Сержантом Пеппером", до таких же начинающих, как "Мягкая машина", Пинк Флойд. Все знают, что the Soft Machine пошла в сторону джазовой импровизации, но мало кто вспомнит в этой связи и… минимализм Терри Райли. На родине джаза, впрочем, "Мягкую машину" и их соратников, так называемых "кентерберийцев", считали, в общем, выскочкам; даже с британскими блюзменами, вроде Джона Мэйолла (John Mayall), американские джазмены легче вступали в контакт. В общем, так же до конца и не признанная на родине джаза, "Мягкая машина" много записывалась: считая синглы с 1967 года – больше 90 пластинок и CD.

Тем более, что поклонник группы полуитальянец родом из бывший Югославии Леонардо Павкович (Leonardo Pavković) основал собственный лейбл – Moonjune и стал издавать в Америке все, что имеет к "Мягкой машине" отношение. Название самого лейбла – это аллюзия к одному из четырех треков "Третьего альбома" группы – Moon in June. Под названием "Наследие Мягкой Машины", Павкович выпустил 13 альбомов группы в новых составах, не считая отдельных проектов каждого из ее музыкантов под собственными именами. Последний раз Павкович в 2018 году собрал квартет the Soft machine из двух "ветеранов" первых составов – John Etheridge (электрогитара), Roy Babbington (бас-гитара) и двух музыкантов уже XXI века – John Marshall (ударные) и Theo Travis (саксофоны и клавишные). Они записали студийный альбом Hidden Details и совершили довольно большое турне в его поддержку.

Альбом 2020 года – как раз записи с того турне, с выступления в лос-анджелесском клубе The Baked Potato. Из 12 треков восемь – это концертные версии "Секретных подробностей", один – авторства Тео Трэйвиса и три – из классического репертуара "Мягкой машины", в том числе и знаменитая композиция Out-Bloody-Rageous (если литературно, то "Чертовская ярость") Майка Рэтлиджа с легендарного "Третьего альбома" Мягкой машины 1970 года. Только вместо прославленного электронного вступления Трэйвис начинает сразу с электрооргана в духе минимализма Терри Райли. Кстати, автор композиции Майк Рэтлидж (Mike Ratledge) официально попросил у писателя Уильяма Берроуза разрешения использовать название его книги "Мягкая машина". Но к писательскому методу – нарезок и коллажей из разных текстов, в том числе Т.С. Элиота и У. Шекспира – музыка "Мягкой машины", в общем, не имеет отношения.

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация