С Артемьевым ушла целая эпоха русской культуры
С ним прощались в храме Большое Вознесение у Никитских ворот, где венчался Пушкин, отпевали актеров Щепкина и Ермолову, где последнюю литургию служил патриарх Тихон. А сегодня в важном для русской культуры месте отпевали Эдуарда Артемьева, ставшего большой частью культуры. И не только российской.
Его мелодии узнавали по первым нотам еще задолго до того, как они зазвучали на всех телефонах. Артемьев был архитектором звуковых пространств сотен киношедевров, дополняя и наполняя кадр совершенно непостижимой глубиной
Одним из первых в стране Эдуард Николаевич начала писать мелодии редкой красоты на синтезаторах. Свои авангардные решения он использовал не как модный прием, а как средство для проповеди вечных ценностей.
"Самый гениальный, самый непревзойденный, самый лучший и глубокий", – описал Артемьева актер Игорь Скляр.
Его мир идей выходил за рамки одной лишь музыки. Артемьев был богоискателем, который звуками постигал его незримое присутствие. Однажды Тарковский перед работой над "Сталкером" попросил композитора изучить диссертацию Померанцева о буддизме, в результате чего родилась звукопись, смыкавшая реальность и тайну потустороннего.
В "Солярисе" режиссер поставил еще одну труднейшую задачу — передать дыхание космоса, божественного молчания беспредельности, соединить живые звуки природы и электронное звучание синтезатора.
Тогда в "Солярисе" композитор использовал синтезатор, у которого даже клавиатуры не было. Еще задолго до технологий Dolby Surround Артемьев заставлял разговаривать гулкие пространства Сибири.
И через музыкальную медитацию – так просил его Кончаловский – творил вообще немыслимое, рисуя музыкой движение в покое. Звуки стекали, словно стеарин, каплями замирая в вакууме. За пределами физического пространства. И время останавливалось.
"Он и в жизни был абсолютно, словно человек от Бога. Необыкновенной тонкости, теплоты, отрешенности от быта, от светскости", – рассказывает художник Юрий Купер.
"Такая, мне кажется, часть русской души. Но, честно говоря, все всегда считали его гением, а с другой стороны – святым человеком на Земле, правильным таким", – признается министр культуры РФ Ольга Любимова.
Неутомимый экспериментатор как-то раз придумал фантазию-набросок к фильму "Родня". Раскрыл в шлягере, по сути, главную свою тему – движения от земли к небесам.
Вибрации его сочинений делали видимыми потаенные чувства героев, их смятения и эмпатии.
"Он писал музыку не только к кино, кинофильмам, которые мы все любим, пересматриваем и слушаем. Нам пришлось с ним тесно поработать перед Олимпийскими играми в Сочи. Он написал потрясающую музыку. Я думаю, она тоже всем запомнилась", – сказал первый зампред Госдумы РФ.
Больше 30 лет Эдуард Артемьев работал над рок-оперой "Преступление и наказание" – считал ее вершиной своего творчества.
"Преступление и наказание" – совершенно удивительная работа, потому что он удивительно чувствовал многосоставность русской жизни. Он был одним из самых светлых людей, которых мне приходилось вообще видеть в этой жизни, самых светлых, самых устремленных к небесам", – говорит бывший министр культуры Михаил Швыдкой.
Артемьев творил в разных жанрах, звучал в неожиданных проектах. Таких, как сериал "Грозный", где соединил синтезатор, хор, этническую музыку и могучий голос Лепса.
"Искусство должно идти в неизвестное", – повторял композитор, которого называли "тихим гением". Создатель безмерной музыкальной Вселенной, в которой растворился, словно в мыслящем океана "Соляриса", он приравнивал мелодии к чувствительным колебаниям, вступающим в резонанс с чем-то высоким, ведь Господь, был убежден Артемьев, создает нас не для того, чтобы умереть.