В Мариинском театре представляют "Волшебную флейту" Моцарта
В Мариинском театре – премьера. Это "Волшебная флейта" Моцарта. Её жанр – зингшпиль. По сути это предшественник мюзикла, когда пение сменяется диалогами. Впечатлениями от спектакля делится Екатерина Грициенко.
Перед зрителем – фантастический пейзаж, он озарен светом детского воображения. Трио волшебных отроков отведена чуть ли не главная роль в новой постановке. Мальчики, чьи партии исполняют ученики хоровой капеллы, создают сказочный мир. Это в их воображении рождаются красивый и отважный принц Тамино, трогательный и комичный птицелов Папагено, великолепная Повелительница ночи. Судьбы героев сплетены в сюжете, словно корни огромного дерева.
"Это домик на дереве, в котором дети придумывают какие-то истории и фантазируют. Из их фантазии вырастает вся эта сказка", – заявил художник по декорациям Петр Окунев.
История, созданная Эмануэлем Шиканедером, и демократична, и понятна. Испытания и препятствия, комичные и героические персонажи. И все же музыковеды сравнивают либретто с лоскутным одеялом – ярким, но не слишком ладно скроенным. Если бы не Моцарт, опера так и осталась бы одной из множества ей подобных.
"Волшебную флейту" называют музыкально-философским завещанием Моцарта. Это размышление на вечные темы – преданности и измены, дружбы и вражды, сострадания и любви. Еще одна важная миссия произведения – передать сквозь века секреты масонского ордена. Как известно, и композитор, и автор либретто были членами тайного общества.
Масонские ребусы авторы спектакля заменили сказочным антуражем. Но куда уйдешь от Всевидящего Ока? Мудрый Зарастро (это форма имени пророка Заратустры) служит в храме Исиды и Осириса. Выход из духовной тьмы – ключевая идея масонства.
И если Зарастро олицетворяет силы добра, то за сумрак в опере отвечает Царица ночи. Властная и жестокая, заставляет свою дочь совершить убийство. И это в знаменитой арии, признанной шедевром оперного искусства.
"Она же не просто злая царица, которая хочет всех изничтожить и сделать тьму во всем мире. Она при этом еще и мама, которая действительно испытывает материнскую любовь. Здесь такая очень тонкая грань", – заметила солистка Мариинского театра Ольга Пудова.
По сути Моцарт своей музыкой уже создал фантастическое шоу. Современным постановщикам осталось лишь сделать его высоко технологичным: с мультимедийными проекциями и сложной машинерией. Такая сценография дает простор фантазии и поражает воображение. Эта сказка хоть и со множеством смыслов, но все же без обмана. Пылкое сердце принца Тамино закаляют храбрость и мужество. В борьбе со злом он обретает и бесстрашие, и любовь.
"Вывод один – любовь побеждает все. Побеждает страх, побеждает злость, ненависть. Все примиряется", – рассказала режиссер Екатерина Малая.
И пусть под покровом ночи рождаются самые яркие истории, но в поисках высокой истины лучше идти на свет.
Подписывайтесь на страницы телеканала "Россия-Культура" в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники.