На здании Пермского Театра-Театра снова появились скульптуры знаменитых литературных персонажей
На здании Пермского Театра-Театра снова появились скульптуры знаменитых литературных персонажей – они расположены на вращающихся фонарях. О непростом процессе восстановления необычных элементов декора расскажет Мария Шилова.
Механизм, обычно скрытый от глаз за рамками остекления, сейчас можно рассмотреть во всех подробностях. Именно эти шестеренки приводят фонари в движение.
Один из рабочих как бы приветствует погодинского "Человека с ружьем", спустя почти 30 лет, на прежнем месте. Один за другим, сначала сами фигуры, а затем и таблички к ним очень бережно поднимают наверх.
"В 1994 году по театру был совершен выстрел из гранатомета, и вот эта верхняя часть стекол была полностью разрушена, соответственно скульптуры и фонари пострадали", – рассказала документовед Театра-Театра Агафья Бояршинова.
Из всех 24 метровых скульптур до наших дней практически на 100% сохранилась лишь одна, по иронии судьбы изображавшая самого "древнего" персонажа – героя античной трагедии Софокла, царя Эдипа. Она служила для рабочих кузнечной мастерской "ЧирКовка" неким образцом, на который они ориентировались при реставрации.
"Нет чертежей, которые были когда-то и, скорее всего, утеряны, поэтому это всё делается по фотографиям. Художники-ребятки хорошие, поэтом стараемся сделать копию", – директор Гильдии мастеров Урала Юрий Чирков.
Восстанавливали фигуры буквально по крупицам – по архивным фотографиям, книгам и воспоминаниям. Большой удачей стал приезд в Пермь скульптора Ивана Павловича Казанского, который 40 лет назад и создавал эти фонари.
Мало кто знает, что фонари изначально вовсе не планировались по проекту театра. У здания должен был появиться огромный бетонный козырек. Но в типовой проект 60-х годов было решено внести изменения. И конечно, приглашенные скульпторы Иван Казанский и Юрий Александров просто не могли придумать обычные фонари.
Логическое мышление и скрупулезная работа с архивами позволили сотрудникам театра установить еще и исторически верную "рассадку" фигур. Так, с Гамлетом, как и раньше, соседствует гоголевский Ревизор. А с Дон Кихотом Нина Заречная из Чеховской "Чайки".