Выставка скульптур малых форм Георгия Мотовилова открылась в столице
Выставка скульптур Георгия Мотовилова представлена в галерее "Открытый клуб". Именно его горельефы, декоративные и эмблемные барельефы, купольная и зальная скульптура украшают станции московского метро. В этой экспозиции – работы малых форм. Слово – Антону Николаеву.
Георгий Мотовилов известен, прежде всего, как советский монументалист, автор скульптурного оформления Волго-Донского канала, арки ВДНХ, здания МГУ, центральных станций московского метро – "Комсомольской", "Октябрьской", "Проспекта мира" и других. Эта выставка, состоящая целиком из работ, хранящихся в семье скульптора, открывает другого Мотовилова. Никакого пафоса, официоза – скульптурные портреты близких и друзей. Вот отец – главный хирург Екатерининской больницы в Москве. Эта жена с дочерью во время эвакуации. Вот сын скульптора перед отправкой на фронт. Целая серия посвящена людям искусства.
"Вот балерина, которая здесь принимает участие, эта довольна известная балерина Бадыгина: тут три фигуры, а их было больше. Он ее слепил за 30-40 минут, потому что человек не мог долго стоять подняв ножку, в такой позе танцующей. Он умел концентрироваться и создавать очень быстро такие вещи интересные", – поделилась художница, внучка Г. Мотовилова Ольга Мотовилова-Комова.
Скульптуре Мотовилов обучался у Сергея Волнухина и Сергея Коненкова. После войны сам преподавал и заведовал кафедрой скульптуры в Строгановке. Многократно принимал участие в конкурсах на создание памятников знаменитым русским писателям – например, Лермонтову, Пушкину, но часто проигрывал. Одной из причин называют его отказ вступить в партию. На выставке можно увидеть модели как не состоявшихся памятников, так и установленных – Антону Чехову в Ялте и Алексею Толстому в Москве.
"Он разрабатывал тему формы, его наполненности, архитектоничности, не иллюзорности такой, как сейчас очень делают часто: таких куколок из бронзы, а у него вся она бурлит форма, развивается. она вся живая. Очень разносторонний был человек. Разносторонний художник, но из-за того, что наша культура была загнана в какие-то рамки идеологии – многое делалось в стол", – отметил художник Илья Комов.
Все эти работы до сих пор никто не видел. Как и карандашные рисунки из дореволюционного блокнота Георгия Мотовилова. На этом автопортрете будущий советский классик изобразил себя в офицерской форме. Во время Первой Мировой войны он служил военным медиком. Позднее отличное знание анатомии помогло ему в работе над скульптурами.