24 января 2023: Творческий беспорядок дуэта Patchwork
Сегодня альбом, который назвал "необычным" даже обозреватель интернет-ресурса All About Jazz.
Это дуэт из Кливленда Patchwork. Саксофонистка Ноа Ивен (Noa Even) и ударник Стивен Кланк (Stephen Klunk); по составу – новоджазовый, конечно, но который вот уже лет 6 -7 играет серьезную композиторскую музыку. Но при этом не переложения, как другие академические коллективы редких составов, а новую музыку, которую по заказам дуэта специально сочиняют, в основном, молодые композиторы. Хотя, в их числе есть гитарист и компьютерщик Ник Дидковский (Nick Didkovsky), он же – композитор и лидер панк-джазовой группы Doctor Nerve, которая известна с середины 1980-х годов. Жаль, что на дебютном диске дуэта Patchwork его нет – на альбоме представлено только поколение Миллениума, тех, кто начал сочинять музыку уже в нашем XXI веке. В этом, собственно, и необычность: на диске пять сочинений пяти композиторов. И, по крайней мере, четыре из них звучат так, как новый джаз или акустический прог-рок – unplugged, если такой вообще можно себе вообразить. Хотя ни в одном из пяти ударные не аккомпанируют саксофонистке в том смысле, в каком это принято в джазе и рок-музыке, иными словами не "отбивают ритм".
Название Patchwork переводится как "лоскутное одеяло", "мешанина", но больше всего подходит "творческий беспорядок". Хотя на слух все пять сочинений четко структурированы и выстроены формально, как сочинение композитора из Малайи Хонь-Да Чина (Hong-Da Chin) ...time was not passing... it was turning in a circle... ("Время не шло… оно вращалось по кругу"). Это из романа "100 лет одиночества" Габриэля Г. Маркеса. Насколько я помню, слова Урсулы Иугаран, жены главного героя романа, которая дожила до 120 лет и к старости ослепла. В словах этих есть, разумеется, известная программа: рондообразная форма, построенная на неожиданных повторах главной (в духе постколтрейновского фри-джаза) и побочной (гаммообразного минимализма) партий. При сравнении двух исполнений – студийного и концертного – на слух оба они одинаковые. Импровизация или даже графическая интонация даже если и есть, то только в деталях, которые на общее целое не влияют. На самом деле, с первого же повтора тематического материала догадываешься, что это написанная музыка. Есть и отличное сочинение Axamer Folio Эрика Вуббельса – явно алеаторического характера. Но уж если альбом Ноа Ивен и Стивена Кланка заслужил отзыва в джазовых кругах, то это уже повод с ним познакомиться.