Юмор и вера в человека: каким нам запомнился Николай Досталь
"Кино не может изменить человека. Оно может изменить взгляд человека на окружающий мир. Вот тут его миссия", – говорил Досталь.
На этих кадрах ему 18. Студент-журналист и будущий режиссер в амплуа актера.
В картине "До свидания, мальчики" он не был артистом, он был помощником оператора. Михаил Наумович Калик, выдающийся режиссер, утвердил его на роль, и Коля замечательно справился. А потом началось его собственное большое кино – с легкой руки Георгия Данелии.
С тех пор его любимые герои – родственники шукшинских "чудиков". Люди простодушно-открытые, правдоискатели. Живущие так, словно царствие небесное на Земле уже наступило.
"Все, что он делал, – замечательно, индивидуально, талантливо. И я совершенно определенно могу сказать: он свою жизнь прожил не зря", – сказал режиссер Владимир Хотиненко.
"Настолько сильный человек и упорный! Его никогда нельзя было переубедить, если он в чем-то был уверен. Николай Николаевич, вы с нами, вы всегда будете с нами", – отметил актер Михаил Жигалов.
Большой режиссер и мудрый художник, Николай Досталь был искренним, внутренне свободным человеком. Много снимал русскую глубинку, поэтику которой он хорошо знал и выразил в кадре.
Очень личные, проникновенные ленты о родине привели режиссера к осмыслению ее трагического прошлого. Так появился телевизионный сериал "Раскол". XVII век, малоизвестный период российской истории.
Досталь восстанавливал правду по летописям и трудам Лихачева. Впервые в кино показал боярыню Морозову и протопопа Аввакума. А сериал "Раскол", ставший одним из самых дорогих проектов в российском кинематографе, назвал своей самой важной работой.
На поэму Варлама Шаламова "Аввакум в Пустозерске" Досталь наткнулся, когда снимал другой сериал – "Завещание Ленина". Получилась поразительная историческая рифма. Сосланный в лагерь Шаламов повторил судьбу духовного писателя и вождя старообрядчества XVII столетия.
"Как говорил Солженицын, если бы не было семнадцатого века, то не было бы семнадцатого года. Потому что эта трещина в обществе России доползла до наших дней", – говорил сам Досталь.
Он рассказывал о подвиге веры старообрядцев, о страданиях осужденных в колымских лагерях, о храбрости бойцов штрафных батальонов в народным сериале "Штрафбат". Герои-штрафники тоже сражались за родину, да были незаслуженно забыты.
В 1990-х режиссер экранизировал новеллу Фазиля Искандера "О, Марат!" – напоенную солнцем комедию в пейзажах цветущей Абхазии. Фазилю Искандеру фильм показали первому.
"А потом встал и подумал: кто бы мог подумать, что еврей московского разлива Геннадий Хазанов так здорово сыграл моего абхазца Марата?" – вспоминал потом Досталь.
"У Николая Досталя был тихий голос и громкая совесть. Если считается, что рождение человека – это подарок ему от Бога, то прожитая жизнь – подарок человека Богу. Николай Досталь сделал очень достойный подарок", – отметил Хазанов.
Однажды в житии архиепископа новгородского Иоанна Николай Николаевич прочитал, как святитель еще простым монахом поймал беса в рукомойнике. Так родилась невероятная киноистория "Монах и бес".
Вся жизнь Николая Досталя была поиском ответов на мучившие его вопросы бытия, в которых неизменными оставались юмор и вера в человека.
"Лауреат нобелевской премии Альберт Швейцер говорил, что мой опыт пессимистичен, а моя вера оптимистична. И вот, я стараюсь этому следовать. У меня не было фильма, чтобы не было света в конце тоннеля. Он должен быть обязательно", – говорил Досталь.