Внук де Голля шокирован русофобией французских властей
В понедельник стало известно, что французские власти прекращают сотрудничество с Россией по вопросу сохранения и восстановления кладбища Сент-Женевьев-де-Буа, отказавшись принимать от нас деньги на реставрацию исторического памятника, где покоятся знаменитые представители русской эмиграции. Вот как отреагировала на это официальный представитель МИД России Мария Захарова: "Это какая-то "Некрофилия-2023". Позор вопиющей бесчеловечной безнравственности. Париж, подчинившись стадному чувству, явился на войну с мертвыми? Поэтому придумали отыграться на могилах русского кладбища, где нашли свой последний покой представители цвета русской эмиграции. Что сделали французам Иван Бунин и Борис Зайцев, белые генералы, философы, поэты, художники и публицисты, включая Альберта Бенуа и Зинаиду Гиппиус, спрашивать бесполезно".
На воротах перед храмом входящих встречают архангелы Гавриил и Михаил, вдоль аллеи, ведущей к храму, – родные березки, псковско-новгородский стиль, говорят, единственный такой в Западной Европе. Место, которое сквозь года и десятилетия объединяет всех одной общей историей. Русский дом в Сент-Женевьев-де-Буа появился почти сто лет назад, в 1927-м, усилиями княгини Веры Мещерской. Там нашли приют пожилые эмигранты из России, аристократия, военные, культурная интеллигенция, знать.
Здесь нашел покой первый из наших лауреатов Нобелевской премии по литературе Иван Бунин, он называл себя русским изгнанником, большую часть полученных от премии денег по зову сердца раздал нуждающимся. Говорят, что похоронить именно здесь режиссера Андрея Тарковского, который стал легендой еще при жизни, просил сам тогдашний министр культуры Франции. "Человеку, который увидел ангела" – так написано на надгробии создателя "Зеркала", "Соляриса" и "Андрея Рублева".
На некоторых могилах сейчас появились вот такие таблички: "Срок аренды вышел, если хотите продлить, обратитесь в мэрию". Это послание адресовано родственникам похороненных здесь людей, всего здесь больше 5 тысяч могил, и речь сейчас идет о 23 захоронениях. Вплоть до 2005 года такое случалось регулярно, после обязательство оплачивать уход за могилами, которые остались без попечения, добровольно взяло на себя российское государство, средства переводились ежегодно и в срок. Но в этот раз мэрия Сент-Женевьев-де-Буа платеж принять отказалась. Вмешалась геополитика.
"Что касается оплаты концессий за 2022 год, исключительная международная ситуация заставила нас временно отложить проведение инвентаризации захоронений и прием платы за продление концессий", – заявили в мэрии.
Тенденция отменить все русское, включая литературу, искусство, классику, особенное в первые месяцы спецоперации, захватила умы отдельных французских чиновников. Рьяные старания и усилия в этом направлении у большинства не вызвали ничего, кроме отвращения.
"Меня шокирует, что мы осуждаем русских просто за то, что они русские. Мы осуждаем русский народ в целом по политическим соображениям, что мы лишаем права собственности только за то, что это русский, мне все это напоминает эпоху Виши, когда собственности лишали еврейское население. Сейчас происходит то же самое, мы подвергаем дискриминации людей искусства, спортсменов просто потому, что они русские. Меня это шокирует" – сказал внук экс-президента Франции Шарля де Голля Пьер де Голль.
Хотя без русских имен невозможно сегодня представить себе французскую культуру. Золотой век балета связан с именем Рудольфа Нуриева. Париж его узнал в 1960-х и влюбился в революционную технику танца и невероятную экспрессию. "Лебединое озеро" в его постановке – это классика, исполнить которую на таком уровне сможет далеко не каждый. За 6 лет Нуриев сделал балетную труппу Парижской оперы одной из самых сильных в мире. Его именем названы школа и один из залов Grand Opéra. Прощались с ним в его же "храме" – на сцене родной оперы, похоронили, как просил, на православном кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа, хотя его религия – ислам. Цветной восточный ковер из мозаики – дань еще одной страсти – коллекционировать антикварные тканые изделия.
Здесь покоятся князь Феликс Юсупов, стрелявший в Распутина, русские офицеры, великий князь Андрей Владимирович и балерина Матильда Кшесинская. Красные гвоздики от президента Путина в 2000-м – на могиле княгини Вики Оболенской, замученной гестаповцами в годы Второй мировой за то, что была в рядах французского Сопротивления.
В 2016 году в церкви Успения Пресвятой Богородицы молится патриарх Московский Кирилл.
За историческим памятником Франции (кладбищем) следит мэрия городка, но она отвечает исключительно за состояние аллей. Комитет по уходу за православными захоронениями следит за могилами, но может действовать только с разрешения потомков. А они не всегда известны. Отсюда часть надгробий обвил плющ, где-то повалены кресты. В 2018 году финансовое бремя по их ремонту снова взяла на себя Россия, провела инвентаризацию и начала поиски родственников. Процесс, несмотря ни на что, надеются завершить.