24 января 2023, 09:40 24 января 2023, 10:40 24 января 2023, 11:40 24 января 2023, 12:40 24 января 2023, 13:40 24 января 2023, 14:40 24 января 2023, 15:40 24 января 2023, 16:40 24 января 2023, 17:40 24 января 2023, 18:40 24 января 2023, 19:40

Фестиваль "Биомеханика" начался в Московской консерватории

  • Фестиваль "Биомеханика" начался в Московской консерватории
  • Картинка
    Фестиваль "Биомеханика" начался в Московской консерватории
  • Фестиваль "Биомеханика" начался в Московской консерватории
Его задача – популяризировать экспериментальные жанры и показать слушателям разные грани электроакустической музыки.

Еще один фестиваль – мультимедийный – открылся в Московской консерватории. В программе – сочинения композиторов электроакустической музыки. Среди них – восемь мировых и 15 российских премьер. С музыкантами встретилась Анна Шустер.

Это не просто настольные лампы и выключатели, а своего рода музыкальные инструменты. На фестивале "Биомеханика" пьесу Матьяжа Веттля исполняют четыре музыканта. В их трактовке ритмически сложная партитура становится заодно световой. "У нас получается по четыре кнопки, каждая подсоединена розеткой к одной из ламп в определенном порядке. Я, вообще, виолончелистка, но в этом концерте, так как это концерт перформативный, я перформер", – рассказала участница фестиваля Юлия Мигунова.

Популяризировать экспериментальные жанры и показать слушателям разные грани электроакустической музыки – задача фестиваля "Биомеханика". В этом году на нем представляют восемь мировых и 15 российских премьер. В том числе произведение композитора Симона Лёфлера "b". Исполнители музыки пропускают через себя электрический ток, вместо музыкальных инструментов у них люминесцентные лампы.

"На самом деле инструмент иногда становится лишь триггером для действий. Жест исполнителя или звук, который он извлекает на инструменте, является триггером для срабатывания видео или света и наоборот. То есть все эти элементы композиторами мыслятся как единое целое, как некое мультимедийное пространство", – пояснил художественный руководитель фестиваля, директор Научно-творческого центра электроакустической музыки Николай Попов.

В некоторых пьесах фестиваля задействованы традиционные инструменты, но техника игры на них в этом жанре отличается кардинально. Это так называемая кластерная техника. "Кластер" в переводе "гроздь", гроздь клавиш нажимается кулаком или ладонью, либо долгий кластер, например так, либо очень резкие кластеры, тоже очень много приемов", – показал участник фестиваля Венедикт Пеунов.

Иногда музыкальные композиции превращаются в театральные. Термин "биомеханика" появился в актерской среде еще при Мейерхольде. Выразительность телодвижений, поз, жестов играют важную роль и в этих перформансах. Их исполнители предлагают зрителям порассуждать, где грань между сценой и видеопроекцией, смертью и сном, игрой и реальностью.

"Биомеханика" продлится до 1 февраля. Отдельный вечер будет посвящен импровизации, а финальной точкой фестиваля станет выступление ансамбля "Студия новой музыки" с мультимедиа-оперой итальянского композитора Фаусто Ромителли "Индекс металлов".

Подписывайтесь на страницы телеканала "Россия – Культура" в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация