Кто и зачем платил детям за смертельно опасные снимки
34-летний Никита Лебедев смотрит на журналистов в Кузьминском районном суде через экран монитора. Доставить его в зал заседаний не удалось по техническим причинам. Но общаться дистанционно Лебедеву вроде как привычнее.
С представителями СМИ он не так разговорчив и откровенен, то ли дело с подростками. Лебедева обвиняют в покушении на убийство несовершеннолетних. Он никому не приставлял нож к горлу – по версии следствия – втягивал детей в смертельные игры. Уговаривал свешиваться под углом в 90 градусов,головой вниз из окна, с балкона и даже с крыш многоэтажек. Взамен предлагал деньги. Жизнь подростка оценивалась от пятисот до двух тысяч рублей.
Правоохранители вышли на Лебедева неожиданно. Следователь Александр Лысиков вел другое уголовное дело, когда в его руки попала переписка из социальной сети. Там Лебедев предлагал очередному несовершеннолетнему выполнить опасный трюк.
Его задержали прошлой весной в подмосковной Лобне. В смартфоне и на компьютере – гигабайты чудовищного контента. Переписки с подростками, фото и видеозаписи с маниакальной точностью распределены по папкам. Вот, к примеру, "Лето. крыши. 12 лет. 19-й этаж". На этих кадрах подростки практически всем телом свешиваются вниз из окна. Кажется, еще секунда – и ребенок упадет вниз. Сам Лебедев уже на допросе признался: от таких кадров он получал удовольствие.
"Как-то с соседом по детству со двора практика такая была. И вот где-то в тот период осознание пришло и закрепилось", – сказал Лебедев.
Он заходил в соцсети с фейковых аккаунтов. Их у него было как миниму три. Один из первых псевдонимов – Иван Иванов. Так он представился дочери Максима. Школьница покончила собой в 2018 году.
"С Лебедевым она общалась за 10 месяцев до ее гибели. Он ей выдвигал такое предложение, дочь сама ко мне подошла с планшетом, показала эту переписку", – вспоминает Максим.
Официально в уголовном деле пострадавших сейчас только двое. Каково их реальное число и были ли случаи гибели, с уверенностью сказать нельзя. География переписок широкая – разные регионы России и даже страны СНГ. Лебедев орудовал в Интернете как минимум с 2015 года. Искал своих жертв в основном среди поклонников руфинга. Это молодежная субкультура объединяет любителей лазать по крышам высоток или взбираться на труднодоступные вышки.
Ради подобных кадров руферы готовы покорять крыши небоскребов. Ходить в прямом смысле слова по грани. Картинка эффектная, захватывающая. Но подобные кадры точно не стоят того, чтобы отдавать за них жизнь. Безопаснее, к примеру, будет освоить навыки монтажа.
Эксперты уверенны: Лебедев – всего лишь один из десятков интернет-маньяков, которые пишут детям в социальных сетях. Защищать их от игр со смертью должны в том числе и родители.
В рамках уголовного дела следователи опросили более 300 свидетелей. Провели десятки экспертиз, в том числе психолого-психиатрическую. Официально Лебедев признан вменяемым. Казалось бы, дело наконец дошло до суда.
Уголовное дело в суде рассматривать по существу так и не начали. Было решено направить его по подсудности в Лобненский городской суд. Именно там Лебедев проживал в последнее время, там же сидел за компьютером якобы и совершал преступления. Вероятно, этот процесс будет небыстрым. Впереди еще допросы свидетелей и самого обвиняемого. Интересно, какую линию защиты выберет адвокат, ведь позиция обвинения довольно серьезная. По санкциям вменяемой Лебедеву статьи ему может грозить до 15 лет лишения свободы.