Новосибирские ученые приняли участие в международном исследовании вулкана в Северном Ледовитом океане
Наши земляки придумали специальный алгоритм, который позволил понять природу сейсмичности в этом районе Арктики.
Взрыв в Северном Ледовитом океане сбил ученых с толку: на хребте Гаккеля зафиксировали сейсмическую активность на глубине 25 километров. Считалось, что на дне довольно хрупкая кора, и землетрясений там быть не может, да и толщи льда с вулканизмом не ассоциируются. Обычно хребты спокойно расходятся, лава вытекает и застывает.
На место отправилась группа немецких исследователей. Ученые поставили станции на льдины, которые дрейфовали над вулканом, собрали данные о сотнях извержений в этой местности. Оказалось, на дне Северного Ледовитого океана происходят сильные сейсмические бури.
К изучению вулкана подключились ученые из Швейцарии. Выяснили, чтобы произошел взрыв, лава должна быть насыщена жидкостью и летучими газами больше, чем на 10%. Но как они там скопились?
Представьте, что с края крыши стекает вода: если ее много, она падает стеной, если мало ─ формируются отдельные лужицы. Это происходит и на дне океана. Жесткие литосферные плиты раздвигаются, вода и газ скапливается в небольших резервуарах вдоль разлома. Центры вулканизма на хребте Гаккеля находятся на большом расстоянии друг от друга, и со временем вода стекает в отдельные зоны концентрации расплавов. Когда их количество становится критичным, происходит взрыв.
Эти данные передали новосибирцам в Институт нефтегазовой геологии и геофизики. Наши ученые разработали специальный алгоритм, который как томограф, просвечивает внутреннюю структуру вулкана.
"Мы можем его применить к таким нестандартным ситуациям, как наша: во-первых, станции меняют положение, во-вторых, есть слой воды. У нас есть набор ноу-хау, который позволяет говорить, что наш алгоритм ─ это хороший Мерседес, а другие алгоритмы ─ копейка", ─ пояснил доктор геолого-минералогических наук, главный научный сотрудник Института Иван Кулаков.
Алгоритм сибиряков признан во всем мире, аналогов ему нет. Вулкан в Северном Ледовитом океане еще раз доказал его эффективность. Ученые совершенствуют систему расчетов и применяют в исследованиях сейсмичности на Камчатке. Взрыв не формирует цунами, а вредные газы растворятся в воде, прежде чем преодолеть толщу льда в 4,5 километра. Если бы не станции, человечество не узнало бы о мощном извержении. Вулкан-парадокс ─ это природный феномен и новая страница в изучении Арктики.