26 января 2023, 09:28 26 января 2023, 10:28 26 января 2023, 11:28 26 января 2023, 12:28 26 января 2023, 13:28 26 января 2023, 14:28 26 января 2023, 15:28 26 января 2023, 16:28 26 января 2023, 17:28 26 января 2023, 18:28 26 января 2023, 19:28

На старинных иконах в Третьяковской галерее биологи обнаружили микроорганизмы

• На старинных иконах в Третьяковской галерее биологи обнаружили микроорганизмы
  • Картинка
    Завершили работу над иконой "Богоматерь знамение"
  • На старинных иконах в Третьяковской галерее биологи обнаружили микроорганизмы
По словам учёных, их можно использовать для создания лекарств-стероидов.

На старинных иконах в Третьяковской галерее биологи обнаружили микроорганизмы. По словам учёных, их можно использовать для создания лекарств-стероидов. Опасны ли они для экспонатов музея, узнал Александр Евстигнеев.

Эта икона написана по заказу Ивана Грозного пятьсот лет назад – "Благословенно воинство Небесного Царя". Однозначный шедевр – наслоение смыслов, красок для искусствоведа и… микроорганизмов – для учёного-биолога.

Под таким углом на иконы в Третьяковке прежде не смотрел никто. Ему первому позволили составить микробиом этих залов. То есть выяснить, какие бактерии и грибы здесь живут. И как себя ведут.

"Микроорганизмы, которые могут быть потенциальными деструкторами вот таких прекрасных произведений, культурного наследия – с другой стороны, могут иметь биотехнологическое применение", – отметил руководитель группы генетической инженерии грибов ФИЦ "Фундаментальные основы биотехнологии" РАН Александр Жгун.

Всё началось с проблемы. Зима 2018-го года выдалась аномально холодной. Стена зала древнерусской живописи N61 промёрзла.

Прямо под экспонатами собрался конденсат. Утеплять нельзя: здание в Лаврушинском переулке – неприкосновенно – памятник архитектуры. И тогда позвали микробиологов, оценить, угрожает ли иконам грибок. Выяснилось – да, потенциально опасно.

Возвели ещё одну стену, в метре от проблемной, теперь иконы размещены на ней. Но параллельно сделали научное открытие.

Уникальная ситуация. Вот эти древние экспонаты, такие, как икона XVI века, скульптура Георгия Победоносца, которая располагалась на Спасских воротах Московского Кремля – это ещё и идеальное "хранилище" микроорганизмов. Поскольку средневековая техника темперной живописи предполагала использование яичной эмульсии. Яичный желток – идеальная питательная среда.

Микробиом Третьяковки – это 700 видов бактерий, 300 видов микроскопических грибов. Если дать им волю, они "съедят" экспонаты. Но в лаборатории их усмиряют и перевоспитывают.

Всем "третьяковским" микроорганизмам дают расцвести в чашках Петри, набрать силу и проявить свои лучшие качества. Их можно использовать для производства стероидов, которые лечат многое: от артритов до гормональных нарушений.

А для реставраторов определяют, есть ли в пробе опасные микроорганизмы. Они буквально светятся в ультрафиолете.

В Третьяковской галерее – идеальные условия для экспонатов. Бактерии и грибы, найденные микробиологами – не опасны. Это как дружественные бактерии у человека. Но совместные исследования позволяют прогнозировать риски.

"Люди с разной специализацией, разными подходами, но с большим объёмом опыта и знаний, когда они начинают работать над какой-то одной темой и конкретной проблематикой, то здесь всё идёт в копилку", – заявила главный хранитель Третьяковской галереи Татьяна Городкова.

Прекрасный пример примирения условных физиков и лириков. Наука, культура и искусство работают лучше, когда они вместе.

Подписывайтесь на страницы телеканала "Россия-Культура" в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники.