Как снимали хронику в блокадном Ленинграде Роман Кармен и его коллеги
День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады отмечают сегодня в нашей стране. Первый документальный фильм о блокаде вышел на экраны в 1942 году. Как тогда снимали хронику, расскажет Алексей Комаров.
На третий день пути тяжелый грузовик выехал к озеру. Попутчики молча переглянулись: до горизонта расстилалось белое пространство, через которое протянули расчищенную бульдозерами, автомобильную трассу, названную Дорогой жизни. В этом грузовике к своим ленинградским коллегам ехал известный в Советском Союзе кинодокументалист Роман Кармен. Именно он снял эти знаменитые на всю страну кадры.
Сюда в апреле 42-го года и приехал грузовик, груженный пленкой, но самое главное – продуктами. Именно здесь работали кинодокументалисты, которые остались в блокадном Ленинграде. Роман Кармен вышел из машины и с трудом узнал своих ленинградских коллег. Так начинался фильм "Ленинград в борьбе". Авторы картины – сотрудники Ленинградской объединенной киностудии. Ее создали 30 апреля 1942 года из операторов "Лентехфильма" и "Ленкинохроники", но это официальная история. На самом деле кадры для фильма начали снимать еще в самом начале войны. "Ленкинохроника" снимала сюжеты ежедневно. На Ленинградском фронте с начала войны работал 21 человек.
"Проявляли буквально в Неве, в невской воде. Это время невозможно ощутить: как голодный человек пытается выжить, не может ходить, а он с такой тяжелой камерой. А она весит будь здоров сколько, а приходилось снимать, я считаю, что это был подвиг", – подчеркнул генеральный директор Открытой киностудии "Лендок" Алексей Тельнов.
С началом блокады копировать и пересылать отснятые материалы в Москву стало невозможно. Многие операторы шли на Каменный остров – до декабря 41-го года там была студия "Ленкинохроники" – больше 10 километров. Когда же сил не осталось, взяли оборудование домой. И каждый день выходили на улицу с санками, в которых лежала камера "Аймо" и несколько лент с пленкой. "Это было их орудие. Кто-то тоже из последних сил передвигал орудия, носил пулеметы на своей спине, но камера – это было орудие посильнее", – сказал киновед Александр Поздняков.
В январе 42-го года Ленинградский обком принял решение о съемках фильма "Ленинград в борьбе". В марте на студии "Лентехфильм" запустили оборудование для проявки, копирования и печати. Первый вариант картины Военному совету Ленинградского фронта не понравился. В Смольном приняли решение о перемонтаже и досъемках картины под руководством Романа Кармена. И с точки зрения военного времени – это было правильно. "Когда идет война, огромное значение имеет настрой людей. Для всей страны Ленинград, и благодаря этому фильму тоже, был символом стойкости, мужества и героизма", – отметил писатель Александр Кутузов.
Во всесоюзный прокат фильм вышел 9 июля 1942 года. "Такой фильм важнее многих дивизий. И это правда, потому что, то ощущение, та мотивация, которая рождалась в душах солдат, которые завтра могли отдать свою жизнь на фронте, ее трудно с чем-то сравнить, трудно переоценить", – добавил киновед Александр Поздняков.
Во фронтовых бригадах во время Великой Отечественной войны работали 252 кинооператора. Каждый пятый из них погиб с камерой в руке.