Интерактивной выставкой в Ростовском Кремле решили отметить 50-летие комедии Леонида Гайдая
Интерактивной выставкой в Ростовском Кремле решили отметить 50-летие комедии Леонида Гайдая "Иван Васильевич меняет профессию". В путешествие по трём эпохам отправилась Юлия Струкова.
Насос номер два, пожарный рукав, гирлянды, крепёжные детали, музейные стенды – такая самодельная машина времени, пройдя через которую, мы попадаем в многомерный мир разных веков. И это мир Иванов Васильичей.
Регулировщики здесь – звук и свет. Они, следуя за движением часовых стрелок, ведут за собой посетителя. 20-минутная театрализованная экскурсия начинается с 72 года.
Искушенный посетитель обнаружит любопытные подлинники. "Черные перчатки" – 12-минутную версию с не вошедшими в основную картину эпизодами – для домашнего просмотра; рекомендации директору "Мосфильма" о том, что "прошлое должно иметь условные черты, не относящиеся прямо к Ивану Грозному"; реквизит, выбранный Гайдаем в музейных фондах – редкую деревянную скульптуру "Христос в темнице".
"Его сделали здесь. Видно по лику, что это местный. Очень тонкая борода, скулы немножко есть. И в то же время, очень красивые пальцы на руках, они очень пластичные, красивые", – поделился художник-реставратор Сергей Субочев
А это уже годы 30-е – когда Булгакову сначала не утвердили его антиутопию "Блаженство", написанную для мюзик-холла. Ее он потом переработал в пьесу "Иван Васильевич" для Театра сатиры – вот экземпляр 35 года. Премьера так и не состоялась. Пьесу запретили. В экспозиции рядом с портретом Сталина кисти Титова – документы о репрессиях. В числе репрессированных и тогдашний директор ростовского музея Дмитрий Ушаков.
Машина времени переносит зрителя в XVI век. Картину "Иван Грозный любуется на Василису Мелентьеву" специально реставрировали к выставке.
"Это копия Звонилкина, подлинник картины находится в Русском музее. И если бы не этот чудесный проект, возможно, эту картину никогда бы не увидели зрители. Она находилась в плохом состоянии, с прорывами, с загрязнениями", – рассказала заведующая реставрационной мастерской музея-заповедника "Ростовский Кремль" Анастасия Горохова.
Здесь же резные царские врата из храма Вознесение Господне. Его ктитором – то есть заказчиком – был Иван Грозный. Рядом икона того же времени – Сергий Радонежский и ростовские святые. И – образ Божьей Матери "Умиление".
"Этот образ, "Умиление", всегда был в Ростове особо почитаем. Даже император Николай II посетил этот храм, где хранилась икона, хотя посещение этого храма протоколом не было обусловлено", – рассказал заместитель директора по научной работе музея-заповедника "Ростовский Кремль" Александр Морозов.
В квартире инженера Тимофеева – почти точной копии из фильма – снимки с фотопроб тех, кто мог бы стать героями культового фильма. Иннокентий Смоктуновский, Андрей Миронов, Георгий Вицин... Путешествие во времени – совместный проект "Мосфильма", Музея Булгакова, Музея кино, Театра Федора Волкова и частных музеев. Выставка-перформанс, рассчитанная на разную аудиторию.
"Для нас это эксперимент, если это действительно понравится нашему посетителю – мы в дальнейшем будем включать больше каких-то мультимедийных сопровождений в наши экспозиции и выставки", – поделился директор музея-заповедника "Ростовский Кремль" Александр Филяев.
Эксперимент продолжен на территории Ростовского Кремля. Здесь 10 фотозон, где одновременно можно пройти квест – ответить на вопросы на знание пьесы и фильма. И конечно же, еще раз почувствовать себя причастным к событиям пятидесятилетней давности.