По московскому стандарту
В четверг, 9 февраля, отмечалась важнейшая дата – 100-летие российской гражданской авиации. Отрасль, стратегически важная для такой огромной страны, как Россия. Новейшие решения отечественной авиации представлены на открывшейся в Москве международной выставке. Везде упор на импортозамещение. От концерна "Алмаз-Антей" – мобильные и модульные диспетчерские пульты для аэродромов, где нет возможности строить капитальные диспетчерские башни. Такие пункты особенно нужны в малых аэропортах и на вертолетных площадках. От компании "Алюминиевая ассоциация" – новые образцы багажного оборудования исключительно из собственных сплавов. Ростех представляет систему обслуживания пассажиров "Леонардо". И везде расчет на собственные силы: основу авиапарка страны должны составить самолеты российского производства. И десятки аэропортов реконструированы.
По случаю праздника Владимир Путин встретился с представителями отрасли и особо отметил нашу устойчивость: "Думаю, что для многих, кто пытался и пытается создать для нас проблемы, было неожиданным то, как эффективно мы противостоим создаваемым для нас угрозам в области экономики в отдельных отраслях производства. Как оказалось, и финансовая система работает, и все отрасли производства работают, все отрасли услуг работают. Работают ритмично, без сбоев, в этом году по всем показателям небольшой, но рост ожидается, и не только нами, но и международными институтами. Общий рост экономики России. А это значит, что мы преодолели самые сложные, надеюсь, этапы в преодолении этих сложностей, которые нам пытаются создать, и будем идти вперед".
Устойчивость демонстрируют и российские регионы.
На встрече с мэром Москвы во вторник президент высоко оценил руководство крупнейшим мегаполисом Европы: "Активно развиваются система здравоохранения, образования, городская среда в целом. Так что и вас, и всю вашу команду хочу за это поблагодарить. Надеюсь, что в таком темпе и с таким качеством работа будет продолжена и в ближайшее время".
Строительство новой школы на окраине Москвы. Рядом – почти достроенный детский сад и уже готовая поликлиника. Их каждый год в столице сдают десятками. Но в презентации московских проектов – только самое важное. И даже так она едва умещается на столе.
"Cитуация в целом в столице известна хорошо. Тем не менее, имея в виду значимость Москвы в жизни страны, в экономике страны, конечно, всегда полезно подвести некоторые итоги за определенные промежутки времени", – сказал Владимир Путин.
"Мы нарастили в два раза объем инвестиций за пять лет, на 40% увеличился объем обрабатывающей промышленности даже без учета Московского НПЗ", – заявил мэр Москвы Сергей Собянин.
2022-й для Москвы, как и для всей страны, – год сложный, настоящее испытание. Лавина западных санкций, новая экономическая реальность. Но в столице не остановили ни один проект. В приоритете – промышленность. Заработала гигантская производственная площадка в технопарке "Руднево". Там будут делать в том числе и беспилотники.
А в Зеленограде открылось масштабное производство медикаментов: противовирусные, онкологические препараты теперь свои. "Две трети из них никогда в России не производились. В ближайшие годы увеличим объем этого кластера, но уже сегодня там развиваются крупнейшие российские предприятия, мы им оказываем всемерное содействие", – отметил Собянин.
После ухода французских инвесторов столичное автомобильное производство остановилось совсем ненадолго. И вновь заработало. Когда в конце ноября после шестимесячного простоя московский автозавод вновь запускали, планы выпустить 600 машин до конца года – оставался всего месяц – выглядели очень амбициозными, но к сегодняшнему дню с конвейера сошли уже больше двух тысяч "Москвичей".
На новые машины устанавливают и электродвигатели. "Планируем за два года сделать собственную российскую платформу электромобилей и начинать производить уже собственные автомобили с большинством комплектующих, произведенных в России", – сказал Сергей Собянин.
Новые технологии пришли и в жилищное самоуправление. Все важные решения соседи теперь принимают на платформе "Электронный дом". "Не нужно всем прибегать в подъезд и голосовать руками. Люди чувствуют действительно себя хозяевами своего дома. Они вовлечены в процесс принятия решения", – подчеркнул мэр столицы.
Едва ли не самые масштабные перемены – в транспортной сфере. Завершилось строительство самой протяженной в мире линии метро – Большой кольцевой.
За стеной – памятник архитектуры, старая станция "Сокольники", с которой почти 90 лет назад и начиналась московская подземка. А это новые "Сокольники" – на Большой кольцевой линии. Словно зарытый под землю музей искусств. И каждая деталь интерьера, каждое панно – посвящение тем, первым метростроителям 30-х. Семьдесят километров, больше тридцати станций. Значительной частью пассажиры уже пользуются. Скоро – запуск оставшихся.
"С вашим участием хотим открыть Большую кольцевую линию уже по всему кругу. Это будет, конечно, очень серьезным подспорьем для развития метро, освобождения других линий, наземного транспорта", – обратился к Путину Собянин.
В этом году к открытию готовят еще два Московских центральных диаметра – наземное метро на базе пригородных железнодорожных линий. И на каждом маршруте полностью перестраивают старые платформы.
Кардинальным образом меняется и автодорожная карта столицы. Почти готов Московский скоростной диаметр – супермагистраль, по которой через весь город можно проехать без пробок и светофоров. Готовые участки трассы водители уже оценили: "Здорово, что она здесь появилась. Она была очень необходима. Быстрее, удобнее, шире! Новая Москва расцвела".
"В этом году соединим Московский скоростной диаметр с направлением на Казань, которое сейчас коллеги федеральные строят. Получается, по сути, Четвертое транспортное кольцо из хордовых сообщений. И это будет основой уличной дорожной сети Москвы", – рассказал Собянин.
В самом разгаре и программа реновации – в новые квартиры переехали уже около ста тысяч москвичей. После хрущевок, конечно, одни эмоции. "Как будто шок, как будто сон", – признаются москвичи. За три ближайших года новоселье справят еще двести тысяч горожан.
Продолжается и большая реконструкция московских поликлиник – здания полностью перестраивают и оснащают лучшим оборудованием. Диагностика, лечение, сложные операции – теперь в одном месте. "Это улучшит качество амбулаторного обслуживания москвичей", – подчеркнул Сергей Собянин.
Новые поликлиники и больницы, новые дороги и новые производства – это теперь московский стандарт.
"Помню, как еще несколько лет назад большие сомнения были по поводу того, сможет ли Москва обеспечить нормальное движение, нормальный трафик внутри города, внутри городских площадей. Да, конечно, при таком огромном количестве населения и при такой плотности это непростая задача, но в целом в Москве это удается лучше, чем во многих других мегаполисах мира", – считает Владимир Путин.
Ну, а столичный опыт цифровизации уже решено распространять и на другие регионы страны.
"Активно развиваются система здравоохранения, образования, городская среда в целом. Так что и вас, и всю вашу команду хочу за это поблагодарить. Надеюсь, что в таком темпе и с таким качеством работа будет продолжена и в ближайшее время", – сказал глава государства.
Помогает Москва и тем, кому это сейчас особенно необходимо: город направил в зону специальной военной операции тысячи тонн продуктов и лекарств, в столице действует центр поддержки семей военнослужащих.
Столичные специалисты активно участвуют в восстановлении Донецка и Луганска, причем мэр и сам выезжал в ЛНР, чтобы проконтролировать работу строительных бригад. Под постоянной опекой города и москвичи, которые несут службу на передовой.
Ни одну из московских социальных, транспортных, производственных программ сокращать или корректировать не планируется. Только увеличивать темпы.