Киселев – о бесстыдном расизме
Уж если о расизме и его метастазах, что до сих пор прорастают на якобы прогрессивном Западе... Вот если бы я был бельгийцем, то в четырехлетнем возрасте меня мои родители могли бы отвести в Бельгии в человеческий зоопарк. Представляете? По историческим меркам совсем недавно в нынешней столице Евросоюза и НАТО выставляли напоказ людей вперемешку с животными.
Так вот, когда в апреле 1958 года в Бельгии проходила Всемирная выставка "ЭКСПО-1958" (первая после Второй мировой войны, где демонстрировали последние достижения человечества, тогда, кстати, наш автомобиль "Волга" получил там Гран-при, а еще наш рояль "Красный октябрь" – тоже), бельгийцы решили удивить мир человеческим зоопарком. Павильон они назвали "Конголезская деревня". Из своей колонии Конго специально отобрали и привезли 700 аборигенов, нарядили в примитивную одежду и выставили на всеобщее обозрение. Под вооруженной охраной. Только представьте себе: к этому времени уже был запущен первый спутник Земли, заработала первая атомная станция и появились первые видеомагнитофоны. Да что там, мир был освобожден от гитлеровского нацизма с его идеями расового превосходства, а тут в Брюсселе – бесстыдный расизм в чистом виде.
Вообще ранее человеческие зоопарки были популярным развлечением в Европе и Америке. Так в самом начале ХХ века известным экспонатом в зоопарке Нью-Йорка в Бронксе стал Ота Банга – пигмей из Конго. Это "дитя природы" должно было разговаривать с животными и деревьями. От ходил в окружении обезьян, таскал их на руках и корчил дикие рожи. Афроамериканское сообщество мегаполиса протестовало против содержания Ото Банги в зоопарке. В итоге мэру Нью-Йорка пришлось его выпустить. Банга оказался в Бруклине в приюте для цветных. Его одели, научили английскому. Банга мечтал вернуться на родину, но из-за Первой мировой войны перелеты через океан приостановились. От тоски бедняга наложил на себя руки в возрасте 32 лет.
Не менее печальна судьба Сары Бартман, женщины из племени бушменов. Ее привезли из ЮАР в Лондон в 1810 году и стали выставлять публике как диковинку из-за ее огромных выпирающих ягодиц. Содержалась в клетке, и ее дрессировали танцевать по заказу посетителей. Иногда возили в богатые дома позабавить лондонских аристократов. Спустя 4 года Сару Бартман перепродали французскому дрессировщику животных. А когда интерес публики к Саре угас, она пристрастилась к алкоголю и занялась проституцией. В 1815 году Сара умерла от неизвестной болезни. Ее тело подверглось вскрытию и расчленению. Скелет, мозг и половые органы выставили в заспиртованном виде в парижском Музее человека. В XIX веке это служило "доказательством", сколь близки негры к обезьянам. Части тела Сары Бартман простояли в парижском музее аж до 1974 года.
Победив на выборах в ЮАР в 1994 году, Нельсон Мандела потребовал вернуть останки Сары Бартман на родину. Французы долго не хотели отдавать. И лишь в мае 2002-го останки Сары вернулись ЮАР и были захоронены. Спустя почти 200 лет после ее рождения. А вы говорите... Цивилизованные страны...