Памяти Вадима Абдрашитова
Не стало Вадима Абдрашитова. Известный кинорежиссер ушел на 79-м году жизни. Один из самых ярких и самых сложных кинематографистов современности. "Я снимал картины, которые хотел, а те, которые не хотел, не делал", – говорил мастер.
Уже в первой своей работе, короткометражке, снятой во ВГИКе, Вадим Абдрашитов продемонстрирует то, что позже назовут кинематографом вопросов и сомнений. Он учит не доверять первому впечатлению от картинки, лирической мелодии и ложной эмпатии. "Он уже поступал достаточно взрослым во ВГИК, и он уже был начальником цеха на большом заводе, большого цеха. И директор ему давал свою "Волгу", когда он ездил на вступительные экзамены", – рассказал ректор Всероссийского государственного университета кинематографии им. Герасимова Владимир Малышев.
"Для меня всегда почему-то фильм Абдрашитова – это выбор маленького человека между долгом перед кем-то и внутренней совестью, то есть это фильмы о совести", – поделился режиссер Владимир Котт.
Что будет, если 15-летний школьник вообразит себя ни много ни мало санитаром общества? Не стоит обольщаться, юношеский максимализм тоже может быть опасен. "Он неслучайно снимал, можно сказать, социальное кино. Он всегда был в проблеме, всегда хотел найти ответ, ставил острые вопросы своими картинами", – подчеркнул актер, режиссер Владимир Грамматиков.
"Все, что хотел сказать вслух, говорил фильмами, и, надеюсь, внятно", – отмечал Абдрашитов. Вот это "внятно", пожалуй, главное для него слово. Он не терпел фокусов ради фокусов, поэтому его экранный язык такой аскетичный, тревожный и беспокойный. И, видимо, поэтому многие спешили поставить работы Абдрашитова на одну полку с артхаусом. Который он, кстати, недолюбливал: вялые идеи, размытые герои и изображение. Не кино Вадима Юсуповича. Со своим единомышленником, сценаристом Александром Миндадзе за 50 лет совместной работы он снял 11 полнометражных картин.
"Вот кадр чуть-чуть, даже просто просто кадр, о фрагменте и говорить нечего, потому что все это наполнено его индивидуальностью и пониманием. У него была точка зрения, понимаете, то, чего часто не хватает авторам, вот у него всегда была", – отметил народный артист России Владимир Хотиненко.
Но то ли злая ирония судьбы, то ли перелом эпох, но встретить Вадима Юсуповича на съемочной площадке последние двадцать лет было невозможно. Он работал со студентами во ВГИКе, внимательно и ревностно следил за кинопроцессом, места в котором он себе не находил.
Кинематограф морального беспокойства – это, конечно, излишне пафосное, но от того не менее точное определение стиля Вадима Абдрашитова. О нем и вспоминают как о мудром провидце, точно поставившем диагноз нашей жизни. И действительно, мастер ушел, а беспокойство осталось.
Памяти Вадима Абдрашитова смотрите на нашем канале в 21:10 документальный фильм из цикла "Оcтрова", посвященный режиссеру, а сразу по его окончании – в 21:50 – картину "Парад планет".