"Чернобыль в Огайо": правительство обвиняют в сокрытии масштабов катастрофы
Катастрофа "ради безопасности"
Вечером 3-го февраля в городке Ист Палестайн произошло крушение грузового состава компании Norfolk Southern из более чем сотни вагонов. В 20 вагонах были ядовитые вещества, сообщал тогда телеканал CNN, половина из них сошли с рельсов. Начался пожар, который продлился несколько суток.
В нескольких цистернах находился под давлением винилхлорид – канцерогенный газ, используемый в производстве одного из типов пластика, поливинилхлорида. При горении это вещество выделяет не только опасный монооксид углерода, но и хлорводород и даже фосген. Последний использовался как боевое отравляющее вещество во время Первой мировой.
Власти провели эвакуацию жителей в радиусе мили от места крушения, которая которая в случае отказа граждан покидать свои дома становилась принудительной. А железнодорожная компания, стремясь как можно скорее восстановить движение на линии, принялась расчищать пути. Торопились как могли: из цистерн стали стравливать ядовитый газ и подожгли его. В небо устремился огромный столб густого черного дыма. В экстренных службах назвали происходящее "контролируемой детонацией".
Но уже 9-го февраля жителям разрешили вернуться в свои дома – власти заявили, что их здоровью ничего не угрожает. Многие вернулись и стали жаловаться на запах химикатов, кашель, тошноту и резь в глазах. А еще – находить трупы кошек, птиц и плавающих кверху брюхом в водоемах рыб.
"НЛО" интереснее экологии
В первые дни после аварии крупные СМИ, хотя и упоминали о ней, в детали не углублялись – вместо этого внимание было приковано к летающим над Америкой загадочным шпионским аэростатам и "НЛО".
Все изменилось, когда информационный вакуум стали заполнять неравнодушные граждане при помощи социальных медиа – в частности, в TikTok. Например, видеоролик инженера Ника Дромбовского, в котором он подробно рассказывает о попавших в окружающую среду отравляющих веществах, посмотрели миллионы человек.
Недостаток информации породил и теории заговора – подозрения властей в попытках скрыть масштаб катастрофы, укрепляя и так скептическое отношение к правительству и крупным СМИ большинства жителей Огайо (здесь в 2016-м и 2020-м предпочли Дональда Трампа кандидатам от Демократической партии).
На федеральных телеканалах подробные репортажи о катастрофе, в которых дали слово и жителям пострадавшего городка, и независимым экспертам стали появляться только в последние пару дней.
Властям доверия нет
Накануне, 15 февраля, жители Ист Палестайн собрались, чтобы потребовать от властей и представителей ответов на свои вопросы – словам чиновников о безопасности воздуха и воды в городе они не верят. Тем более что в федеральном агентстве по охране окружающей среды порекомендовали "на всякий случай" пользоваться только бутилированной водой, а экологи насчитали в окрестных водоемах три с лишним тысячи мертвых рыб.
Представители Norfolk Southern, к которой у горожан было больше всего вопросов, на встречу так и не пришли – заявив, что сотрудникам компании поступают угрозы. Вместе с тем, в компании пообещали выплатить всем жителям муниципалитета по 1000 долларов за "доставленные неудобства" и еще миллион долларов вложить в специальный благотворительный фонд для поддержки сообщества Ист Палестайн.
Мэр города Трент Конавэй настаивает, что более безопасной альтернативы "контролируемой детонации" пяти цистерн с винилхлоридом не было – в противном случае они взорвались бы сами, с непредсказуемыми – возможно, катастрофическими – последствиями.
В офисе губернатора Огайо заявили, что анализ муниципальных источников воды в Ист Палестайн показал ее безопасность и отсутствие вредных веществ – однако частные колодцы и скважины рекомендуют проверять отдельно, так как они могут находиться на меньшей глубине. Как передает CNN, в четверг город намерен посетить глава Агентства по охране окружающей среды Майкл Риган. Его цель – оценить шаги, предпринятые в связи с аварией федеральными и региональными властями.
Экономия на тормозах
Критики властей обращают внимание еще на одно обстоятельство. В 2017-м году в результате успешного лоббирования железнодорожными компаниями было отменено введенное в 2014-м требование оснащать современными (и дорогими) электронными пневматическими тормозами поезда с особо опасными воспламеняющимися грузами. По мнению экспертов, если бы сошедший с путей поезд имел такие тормоза, масштаб последствий мог бы быть куда меньше.
Телеканал ABC показал в эфире запись с камеры наблюдения, сделанную за час до катастрофы в одном из населенных пунктов по маршруту движения опасного поезда. На ней видно, что от колес одного из вагонов вылетает огромный сноп искр – возможно, на тот момент уже разрушалась конструкция, поломка которой позднее и привела к крушению.