"Монохром" Юрия Купера – новая ретроспектива в Московском музее современного искусства
"Монохром": Московский музей современного искусства открывает ретроспективу Юрия Купера. Есть живопись, которая кричит, и есть та, что говорит вполголоса – произведения одного из самых значимых российских художников именно таковы. Алия Шарифуллина продолжит.
Парадная дверь в коммунальную квартиру – вход не столько в пространство, – в мироощущение Юрия Купера. Его образы-дымки, то исчезающие, то проступающие на поверхности – родом именно оттуда: из коридора коммуналки, в котором тускло светила лампочка и сквозь пыль все казалось нереальным.
Юрий Купер, художник: "Я с детства живя в этой коммунальной квартире, сидел на этом сундуке. Просто любил созерцать потолки, фанерные какие-то сараи. И у меня видимо подсознательно осталось в памяти. Меня это преследует. Я люблю эту обветшалую, бедную фактуру".
На его полотнах самые обыденные вещи, припорошенные пылью времени, поблёкшие, изношенные, изможденные. Не просто "выразительные руины". Купер создает вокруг них ауру определенной сакральности. Предметы начинают что-то говорить, и чтобы их услышать художник приглушает звучание красок. Он вообще не любит цвет, для него важнее свет, который "оголяет кожу" объекта.
"Я люблю тактильность, когда я всматриваюсь в эту бедность фактуры. Мне нравятся ткани обветшалые, стены старые", – поделился Юрий Купер.
Тайна живописи для Юрия Купера – сделать так, чтобы краска превратилась в другую материю, стала кожей, металлом, деревом, штукатуркой. Он "приправляет" масло солью, землей, осыпает засушенными цветами и чесночной шелухой. Картинная плоскость словно карта времени, по которой можно странствовать, рассматривая по миллиметру. Юрий Купер полагает, что завораживающий эффект поверхности зависит от количества информации – точек на квадратном сантиметре. Именно поэтому люди способны так долго смотреть на старые фотографии, облака, огонь или древние стены.
"Есть разница между глаголом смотреть и созерцать. Есть вещи, которые ты увидел и это прошло, а есть неосознанное ощущение или чувство, когда ты хочешь долго смотреть", – рассказал Юрий Купер.
Ускользающая предметная красота мира и времени – на фанерах, стульях и даже тазах. Чтобы мы сумели разглядеть Юрий Купер увеличивает предметы, подносит вплотную к нам. Пишет пейзажи, натюрморты, создает театральные декорации – заколдовывает, завораживает, приглашая к тихому разговору о самом важном.