20 февраля 2023, 09:29 20 февраля 2023, 10:29 20 февраля 2023, 11:29 20 февраля 2023, 12:29 20 февраля 2023, 13:29 20 февраля 2023, 14:29 20 февраля 2023, 15:29 20 февраля 2023, 16:29 20 февраля 2023, 17:29 20 февраля 2023, 18:29 20 февраля 2023, 19:29

Ансамбль "Персимфанс" представил новую программу в Зале Чайковского

  • Ансамбль "Персимфанс" представил новую программу в Зале Чайковского
  • Картинка
    "День Бытия" в зале Чайковского
  • Ансамбль "Персимфанс" представил новую программу в Зале Чайковского
Оркестр без дирижера объединил произведения трёх разных эпох, на первый взгляд далёких друг от друга.

"День Бытия" в Зале Чайковского. Ансамбль "Персимфанс" представил новую программу, в которой объединил произведения трёх разных эпох, на первый взгляд далёких друг от друга.

"От хаоса до бытия" – по такой траектории слушателям предлагают пройти историю музыки участники "Персимфанса". Первый симфонический ансамбль, именно так расшифровывается эта аббревиатура, был основан в 1922 году и воссоздан в 2008-м. Главный принцип коллектива – игра без дирижера.

"Мы же в состоянии разговаривать друг с другом без какого-то специального сигнала, и точно также музыканты общаются между собой при помощи музыки и своих инструментов", – отметил председатель правления оркестра "Персимфанс" Петр Айду.

Юлия Симонова, издатель: "У меня в руках фотография 1925 года, где запечатлен момент выступления Первого симфонического ансамбля, и мы видим здесь круговую рассадку, которую и воспроизводят музыканты сегодня. И то, что музыканты видят друг друга определяет то, что они могут работать без дирижёра, без управления извне".

Научиться видеть неочевидные, внутренние связи и научить этому зрителя – задача не из простых. Чтобы решить её, "Персимфанс" задумал новый цикл концертов об истории музыки. Вести повествование планируют нелинейно. Например, в первой программе цикла встречаются три века – XVIII, XIX, XX. Композиторы, которым посвящен вечер, были новаторами. Так, Жан-Фери Ребель, современник Людовика XIV, стал первым сочинять балеты без пения, а Ференц Лист предложил свободно модулировать между тональностями. Вот, например, его "Прометей".

Еще одна часть программы посвящена Антону Веберну. Сам он как-то сказал о своей музыке с горькой иронией: "Нота вверху, нота внизу, нота в середине – похоже на музыку сумасшедшего". Иван Вышнеградский также не был уверен, что его сочинения понравятся современникам. В 1918 году он создал "Четыре фрагмента" для фортепиано и их же версию для двух фортепиано, настроенных с разницей в четверть тона. Примерно к тому же времени относится его "День бытия".

"Это последняя пьеса, которую он написал в 12-титоновой системе, когда прозвучал последний аккорд этой пьесы. Мир Вышнеградского раскололся на две части. В его системе мира нот стало не 12, а 24, именно тогда началась микротональная музыка", – рассказал комиссар, секретарь правления оркестра "Персимфанс" Григорий Кротенко.

Интересно, что премьера "Дня бытия" прошла спустя 60 лет после его написания – в Париже. Вышнеградский был эмигрантом. Когда в 1920 году он покидал Россию, то почти ничего с собой не взял, кроме полной партитуры этого сочинения. Впервые "День Бытия" был представлен в Париже в 1978 году, и вот, спустя еще 45 лет, его, наконец, слышат на Родине композитора.

Подписывайтесь на страницы телеканала "Россия – Культура" в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация