Россиян стали лишать документов на ввезенные из-за рубежа машины
Что такое СБКТС? Свидетельство безопасности на автомобиль — обязательный документ. Без него машина сразу снимается с учета в ГИБДД и лишается паспорта транспортного средства. Сертификат сразу оформляется для любого ввозимого в Россию подержанного автомобиля при растаможке. Его оформляют после проверки, осмотра и испытаний в испытательных лабораториях. Если автомобиль проверку провалил, то в лаборатории предлагают устранить выявленные нарушения.
При этом аккредитованных лабораторий много, обратиться можно в любую. Услуга платная, предупреждают автомобилистов эксперты. Под угрозой находятся десятки тысяч автомобилей, ввезенных в Россию через Казахстан, считает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.
Нужда в сертификатах выросла из-за параллельного импорта. До этого официальные дилеры привозили машины большими партиями и оформляли "одобрение типа транспортного средства" (ОТТС) сразу на все автомобили одной модели. При этом винить в отзыве сам параллельный импорт не стоит, дело не в нем, а в допускаемых, случайно или сознательно, нарушениях.
Почему могут отозвать документ о безопасности? Например, при выявленных ошибках. Бывает, что импортеры специально искажают данные об автомобиле в свидетельстве. Один из самых частых случаев такой: отвечающее требованиям Евро-0 авто, ввезенное из ОАЭ через Киргизию или Казахстан, превращается в машину экологического класса Евро-4 или даже Евро-5. Несколько испытательных лабораторий, которые допустили такие "описки" уже проверяет прокуратура.
Об отзыве свидетельств безопасности Росстандарт уже предупреждал осенью 2022 года, когда лаборатории на Дальнем Востоке уличили в выдаче справок без экспертизы. Теперь претензии возникли к лабораториям в Калининграде. К процессу перепроверки свидетельств подключается и таможня.
Еще один вид, предположительно, мошенничества — понижение класса автомобиля. Например, для снижения таможенных выплат. В таком случае, например, машина D-класса неожиданно уменьшается до размеров Lada Granta, класса B.
Кроме того, нарушением является и другое грубое нарушение: оформление документов на машину без предоставления машины лаборатории. Поэтому, если хотите избежать дальнейших неприятностей, не оформляйте СБКТС дистанционно.
Еще один подводный камень — таможенная очистка машин в Киргизии и Казахстане. Эти страны входят в единое таможенное пространство, в котором все ставки единые. Разница только в НДС: в России он составляет 20% от таможенной стоимости, а в Киргизии и Казахстане — порядка 13. Кроме того, в России на таможне стремятся завысить стоимость автомобиля, а в этих странах — в несколько раз занизить. У автомобилей, поступающих из Европы через Белоруссию, таких проблем, как правило, не возникает. Там другая специфика: зачастую это битые машины или автомобили-утопленники, купленные по дешевке с аукциона.
И теперь главный вопрос: что делать, если вас лишили СБКТС? Ответ простой: обращаться в аккредитованную лабораторию за новым, рекомендуют в Росстандарте. И проконтролировать его оформление без ошибок. Недопустимо, например, занижать мощность мотора ввозимого автомобиля для снижения налогов и страховых взносов.
Можно также в судебном порядке предъявить претензии недобросовестной лаборатории. Теоретически даже можно вернуть деньги за машину, которая не получила обязательное свидетельство. Если в договоре купли-продажи отсутствует пункт, что компания-продавец не отвечает за проблемы с документами, то выходит, что она продала товар ненадлежащего качества, которым невозможно пользоваться. Кроме того, можно получить и компенсацию с продавца за переоформление СБКТС, ПТС, регистрационных номеров и всех других необходимых документов по Закону о защите прав потребителей.
Эксперты рекомендуют покупателям при покупке машины из-за рубежа во избежание проблем выбирать компании с хорошей репутацией, обязательно проверять сертификационные документы и самим не пытаться обмануть систему сертификации, когда она для физлиц действует в режиме послабления.